"Мозаика" уже давно сотрудничает с международной организацией Amnesty International, и борьбу за права человека мы видим не как борьбу за интересы одной группы, а как универсальный принцип. Я верю, что нельзя защищать права только одной ущемленной и дискриминируемой группы населения и не обращать внимания на тех, кто находится в таком же положении. Сегодня многие латвийские меньшинства забыты, игнорируются или даже намеренно ущемляются. Это не только люди с отличной от большинства сексуальной ориентацией, но и представители национальных меньшинств, женщины, люди с иным цветом кожи и многие другие. Отношение к религии, возраст, инвалидность, социальное положение — все эти факторы могут стать причиной дискриминации.
В Латвии активно работают представители интересов различных групп меньшинств. В публичном пространстве, наверное, заметнее всего защитники прав ЛГБТ-сообщества, неграждан и русскоязычных.
Разделенное информационное пространство и разные методы работы этих организаций зачастую мешают осознать самое главное — у нас общие цели. Права незащищенных групп населения нельзя разделить на менее или более важные. Если безучастно наблюдать за ущемлением прав других, то вскоре мы сами окажемся на их месте. Поэтому "Мозаика" всегда подчеркивала, что борется за права всех ущемленных групп населения. Потому что цель у нас одна — равноправие. Ведь если в правах ущемлено хоть одно меньшинство, наше общество уже нельзя назвать равноправным.
Мы слишком долго концентрировали внимание на различиях между разными правозащитными движениями и породили огромное количество мифов и стереотипов друг о друге.
Среди русскоязычных Латвии существует представление о том, что "Мозаика" — организация с националистической наклонностью. На самом же деле мы даже не знаем, какой именно национальности те 16 человек, которые создали эту организацию. Мы не спрашиваем национальность тех, кто хочет стать членом "Мозаики" или приходит на наши мероприятия, но всегда выступаем за права ЛГБТ любого этнического происхождения. Мы отвечаем людям на том языке, на котором к нам обращаются. В нашей библиотеке есть книги на русском, латышском, английском, французском, немецком и шведском языках. Членскую анкету можно заполнить на по-латышски, по-русски или по-английски.
Среди латышей распространен миф о том, что русскоязычные чаще других настроены против борьбы за права ЛГБТ. Однако социологические исследования доказывают обратное — у гомофобии нет национальности.
Гомофобия — это иррациональный страх и неприятие иного, которое рождается скорее из-за недостаточной информированности или, наоборот, из-за дезинформации. Например, считается, что гомосексуальность возможно воспитать. Однако в результате многолетних исследований и сбора данных ученые пришли к выводу, что гомосексуальность, во-первых, не болезнь и, во-вторых, врожденная. То есть никакая пропаганда или популяризация не может никого заставить "выбрать" однополые отношения.
Между тем прайд — это одна из самых популярных форм активизма. В свое время прайды устраивали защитники за права женщин, борцы против расовой дискриминации, похожий прием использовали и защитники русских школ. С помощью прайда невозможно изменить число гомосексуальных людей, но возможно изменить отношение общества. С помощью прайдов и других информационных акций можно добиться отношения общества, которое позволит представителям ЛГБТ сообщества не опасаться за свою безопасность, которое не будет поощрять насилие, которое не будет провоцировать гомосексуальных подростков на самоубийство.
Поэтому нет основания называть пропагандой информационные кампании о существовании ЛГБТ. Или, наоборот, тогда пропагандой можно считать и, например, борьбу женщин за равную оплату труда, возможность сохранить работу после рождения ребенка и быть полноправным членом семьи. Пропагандой и борьбой с традиционным ценностями можно считать и противостояние насилию в семье, ведь не так давно и это считалось нормой. За последние 50-100 лет положение женщин заметно улучшилось. Пропаганда работает. Иногда традиционные ценности нужно менять, если они существуют за счет ущемления какой-то социальной группы. Хотели ли бы мы во имя традиционных ценностей вернутся в то время, когда женщина была, по сути, имуществом отца, а затем мужа? Перемены не должны быть нашим врагом. Перемены необходимы, чтобы общество могло меняться и продолжать существовать. История — тому подтверждение.
Негосударственные организации часто становятся заложниками большой политики. В борьбе за права человека мы против собственного желания можем стать инструментом в политических играх между США и Россией, разменной монетой в отношениях между политическими партиями в Латвии. Использовать в своих целях какую-то группу населения — проверенный способ отвлечения внимания и поиска козла отпущения. Но это не значит, что сами борцы за права имеют скрытые цели и планы. Цель активистов есть и остается неизменной — равноправие.
В заключение хочу сказать, что в демократии, как и в правах человека, нельзя выбрать только несколько аспектов. Нужно соглашаться на весь "комплект" или вообще отказываться. Демократия предполагает свободу слова и мысли, право выражать свое мнение, его популяризировать и за него голосовать, искать соратников и создавать альянсы, менять этот мир. Возможно, что Латвия — не лучший пример демократического государства, но мы можем это изменить. Мы все можем участвовать в создании своей станы. Не бороться друг против друга, а сотрудничать. Наша общая цель — это не права ЛГБТ, права неграждан или права женщин. Мы боремся за равные права для всех. Без исключения.
У нас есть две возможности. Можем все вместе отправится навстречу демократической стране, в которой есть место для всех, или в тоталитарный строй, где будем бороться с инакомыслящими, а о сексуальной ориентации, гражданстве или национальности своего соседа будем сообщать в соответствующие органы. Мы, "Мозаика", хотим работать на укрепление демократии и зовем вас всех с собой.