Однажды сопровождаемый учениками философ встретил падшую женщину. "Мудрец! — сказала она, — ты всю жизнь проповедуешь негативное ко мне отношение. И чего ты добился? Вот сейчас я поманю их пальцем, они бросят тебя и пойдут за мной!". На что философ ответил: "Я зову их в гору, к вершине духа, а ты под гору, в низину, в яму! Туда двигаться значительно легче!". Политические события последних лет уж больно похожи на следование за блудницей, которая завлекает в свои объятия обещаниями дешевых удовольствий. Но эти удовольствия счастья не дают, они лишь увеличивают несчастья, опустошая душу человека и разрушая его тело.
Политическая блудница принесла нам не только разрушение материальных основ жизни, но и самое страшное — разрушение духовных основ нашего общества. Эта блудница называется — неолиберальная идеология, главная ее особенность в том и состоит, что обещая свободу от всего, она закабаляет во всем, превращая человека в раба своих страстей. Несмотря на это, Латвия пока еще остается обществом с христианскими духовными ценностями в общественном сознании. Хотя бы потому, что справедливость и милосердие так или иначе присутствуют в общественном дискурсе. Поэтому христианские духовные ценности и есть главная мишень, на которую апологеты неолиберальной идеологии теперь направили свои разрушительные усилия.
Во времена Великой Французской революции Н.М.Карамзин писал, что цель либералов — посеять хаос, чтобы в дальнейшем им воспользоваться в личных интересах. Разнуздать, чтобы потом взнуздать. Хаос, который посеян в экономике Латвии, мы будем разгребать много лет, но преодолеть его мы сможем при условии, что социокультурная матрица, в основе которой христианские духовные традиции, сохранится. Что бы этого не произошло, чтобы Латвия окончательно погрузилась в пучину неолиберального хаоса, в котором нищета и бесправие большинства станет нормой жизни, апологеты неолиберализма осуществляют массированную информационную кампанию по замене в массовом сознании христианских духовных ценностей на "общечеловеческие ценности".
В процессе этой замены продолжается битва за историческую память, в основе которой две трактовки советской эпохи, набирает обороты ювенальная ересь, суть которой сводится к приданию детям прав, позволяющим стать выше родителей. Готовятся законодательные нормы по легализации пропаганды содомии в обществе и среди детей в детских садах и школах. Начались пока еще робкие, но набирающие обороты дискуссии об эвтаназии. Вот они, "общечеловеческие" ценности, правда еще не все. Впереди нас ждут еще более дьявольские изобретения — гендерное многообразие, уничтожение традиционной семьи, легализация педофилии, наркотиков и создание из людей химер-киборгов.
И когда мы воплотим все эти "ценности" в обыденную жизнь наступит, по мнению апологетов неолиберализма, полная свобода и толерантность. Ведь мы этого достойны, не правда ли? И с наступлением полной свободы и толерантности все наши проблемы решаться сами собой, ведь, согласно неолиберальным догмам, ничто так не делает людей счастливыми, как всеобщий разврат в головах и обыденной жизни. Потому что разврат становится новым направлением бизнеса и доходов и даже создает новые рабочие места. И если в душе потребителя бушуют низменные страсти, а сознание направлено на поиск способов их удовлетворения, то социальная справедливость превращается для него в ничто.
Наряду с этим, постепенно происходит и мобилизация для борьбы с неолиберальной чумой. Медленно, с большим скрипом, но мобилизация идет. И главная причина не в том, что у людей низкая общественная активность в силу необходимости постоянно работать ради хлеба насущного. Это следствие, главная причина в унынии и неверии в успех противодействия идеологической чуме. Что же представляет из себя неолиберальная чума по сути? По сути она выросла из философии гуманизма, да, да гуманизма, которая получила оформление в новой философской концепции — постмодернизма.
Сама идея постмодерна построена на добросовестном следовании логике атеизма и гуманизма. Причем гуманизма радикального, когда человек и его желания ставятся выше всего, что есть добро и зло — для каждого свое, удобное в данный момент понятие. Нет смерти и нет жизни, авторитет и опыт превращаются в ничто. Сколько личностей, столько полов, потому что физиологического пола нет, есть психологический. Прошлого нет, истин столько, сколько индивидов. Желание есть истина, желание ведет к наслаждению, поэтому желание и есть абсолютная истина. Постмодернизм отрицает какие-либо твердые, общие для всех правила. Идеал — атомизированный в прах мир с максимальной свободой каждого и каждый сам за себя, а за всех никто. Дьявол всегда соблазняет свободой.
Теперь понятна причина, которая приводит многих в уныние. С точек зрения атеизма, гуманизма или марксизма, идеологически противостоять постмодернизму невозможно, ведь авторитетов нет и истин тоже нет. Что вы противопоставите? Цитату из Маркса? А где построено счастье по Марксу, чтобы он был авторитетом? Ваше мнение об общественной морали? Так ведь оно небось советское, а значит тоталитарное. Вы считаете, что большинство общества против пропаганды содомии? А с чего вы решили, что ваше мнение авторитетно? Вы собственно кто — философ, политик или на худой конец может быть интеллигент? Вот мы и подходим к главному — преодолеть неолиберальную чуму постмодернизма играя по его правилам невозможно. Нужен безусловный авторитет, сокрушающий правила постмодернизма. Это такой авторитет, который не вызовет у большинства принципиальных возражений, прежде всего, потому что его влияние проверено историческим временем и он доказал свое добро для большинства общества. Ни атеизм, ни гуманизм, ни марксизм не имеют исторической правды — нет ни одного примера успешного государства, построенного на основе этих теорий.
Таким безусловным авторитетом могут быть только и исключительно религиозные, а применительно к Латвии — христианские духовные ценности — любовь к ближнему, милосердие, патриотизм, служение ради общего блага, семья как союз мужчины и женщины, послушание детей родителям своим. Эти ценности воплощены в наших исторических традициях и, примерно, 1,6 миллиона жителей Латвии относят себя к христианам. В советской Латвии, даже несмотря на ее официальный атеизм, жизнь общества строилась именно на христианских духовных ценностях, пускай и именуемых моральным кодексом строителя коммунизма. Пока мы строили нашу жизнь на основе христианских духовных ценностей, каждый член общества имел гарантию на жизнь и в биологическом, и в культурном плане. Как только мы пошли на поводу у неолиберальной блудницы, многие потеряли гарантию на культурное развитие, а теперь уже многие теряют гарантию и на биологическую жизнь. Потому что нет средств на нормальное питание и лечение. Более того, неолибералы упорно проталкивают в общественное сознание идею об ограничении численности населения. И создают специальные фонды по ограничению рождаемости. И все из гуманных соображений, под видом борьбы с бедностью. И ведут дискуссии, например, о принудительной стерилизации бедных. Но и Гитлер начинал с дискуссий в пивных барах.
Однажды Василия Блаженного спросили — много ли народу в храме? Блаженный ответил, что только двое, несмотря на то, что храм был полон людьми. Только двое из них молились, остальные думали о своем. Вот и сейчас у нас похожая ситуация. Малочисленные активисты общественных организаций и отдельные энтузиасты пытаются противостоять насаждению "общечеловеческих ценностей". Остальные пока думают о своем. Но и активисты вместе с энтузиастами ведут борьбу не с причинами неолиберальной чумы, а со следствиями.
Напомним, дух создает формы, которые транслируют правила нашей жизни. Дух зла через государственные институции создает правила, которые нам несут нравственное разложение и в перспективе гибель общества. Это совсем не означает, что бороться с правилами не нужно. В информационной войне, которая сейчас разгорелась за наши сердца биться нужно там, где стоишь, в том числе и с правилами. Но нужна мобилизация и для борьбы с причинами чумы. Речь идет о борьбе с духами зла, которые прочно закрепились в сознании духовно-политической элиты и части нашего общества.
В духовной битве нельзя победить материальными средствами, потому что сознание невозможно изменить силой или деньгами. Духи зла бессильны перед духами добра, но добро нужно донести до каждого в понятной и, главное, убедительной форме. Это совсем не означает, что все до кого дойдет апологетика добра, разрыдаются от счастья, но многие задумаются, а некоторые примут решение. Пока этого нет, но уже есть группа людей, которая работает над проектом возрождения христианских духовных ценностей в обществе. А может зря время тратят и неолиберальную чуму победить невозможно, как об этом нам твердят ее апологеты? Напомним, когда семьдесят учеников приходят к Христу с отчетом о выполнении возложенного на них служения, они радостно свидетельствуют: "Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем" (Лк. 10:17).
Вспомним историю, только один пример. В конце XV века в Европе уже была похожая либеральная чума. Тогдашняя духовно-политическая элита сама вела развратный образ жизни и народ к этому призывала. Напивавшемуся в таверне священнику разрешали продолжать его служение, и лишь в немногих случаях беспробудное пьянство наказывалось вышестоящими властями. Разрешение имущественных споров с монастырями было невозможно без солидной взятки.
Священник, уличенный в убийстве, отделывался легким наказанием — заключением на хлебе и воде. Приходский священник открыто содержал любовницу, не боясь наказания и даже осуждения. Бывало, что неграмотный, не знающий латыни человек, посвящался в священники, хотя все слышали, как он бессмысленно бормочет свои молитвы перед алтарем. Особую ярость у простых людей вызывали индульгенции — покупка прощения грехов. Что творилось со светской элитой лучше не вспоминать, ведь они брали пример со священников.
Многочисленные церковные соборы неоднократно обсуждали идею реформации, признавая необходимость перемен, отмечали ошибки, предлагали средства их достижения, нередко далекие от реального воплощения, чем только усиливали недовольство. Не достигнув никаких практических результатов, авторы реформационных предложений приводили общественное мнение в состояние смятения. В 1496 году некий француз писал, что в беседах людей ни одна другая тема не обсуждалась так часто, как реформирование церкви. В те времена реформирование церкви означало и реформирование общества. Одним словом сильно похоже на то, что происходит у нас — элита разлагается, народ тонет в нищете и бесправии, властные структуры продолжают обсуждение перспектив "латвийского успеха".
Ярым критиком пороков церкви и общества выступил Эразм Роттердамский. Презирая невежество и мракобесие, Эразм пытался излечить от них своих современников. Он смог изобразить эти пороки в самом неприглядном виде и донести свое презрение до множества других умов. Его книга "Похвала глупости" (1511) вдохновила несметное множество читателей на поиск социальных изменений. Образованные люди давно уже говорили о безнравственности, монахов и папы, коррупции и незаконных доходах церкви, общественных предрассудках и идолопоклонстве. Эразм облек все эти мысли в блестящую форму, заставив смеяться всю образованную Европу.
Известно высказывание XVI века: "Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел". К 1517 году тексты Эразма стали частью общественного сознания. Произошло главное — христианские духовные ценности стали опорой для оценки реальности у многих людей. И эта оценка послужила прекрасным фоном для развития Реформации. А 31 октября 1517 года к дверям замковой церкви в Виттенберге августинский монах Мартин Лютер прибил свои "95 тезисов против индульгенций" и началась Реформация.
Обратите внимание — Эразм был один и весьма успешно влиял на массовое сознание людей. Значит победить идеологическую чуму можно. Все известные в истории модернизации обществ начинались с духовных реформаций. И наше общество не является исключением. Остановить неолиберальную чуму на уровне сознания возможно только возрождением христианских духовных ценностей, что и делал Эразм. Требуются бойцы для участия в информационной войне, точнее — духовной битве, знающие основы христианского учения и способные его применять для анализа и оценки происходящих событий. Но главное — способные создавать новые духовно-информационные вакцины от неолиберальной чумы.
Людям с христианским мировоззрением следует помнить, что либеральные вымыслы о том, что человек может достичь духовно-нравственного совершенства и освобождения от грехов своими силами, без благодати Божией, было осуждено как пелагианская ересь еще полторы тысячи лет назад. Поэтому надеяться на то, что пикетами, митингами и шествиями мы сломим дух неолиберального зла — наивность. Все эти акции нужны и важны для активизации людей и демонстрации недовольства. Но они бессильны победить дух зла. Кто забыл, в 2004 году протестные акции в защиту русских школ приостановили реформу, но не победили дух зла. И сегодня он снова создает свои уродливые формы.
Дух побеждается только духом. Поэтому и нужны новые эразмы, чтобы возродить в сознании людей те ценности, которые способны преодолеть нынешний кризис. Ведь кризис в переводе с греческого — наказание Божие. А раз Божие, то без возрождения данных нам Богом духовных ценностей, мы никогда из кризиса не выберемся. Эразм Роттердамский начинал это возрождение с написания "Похвалы глупости", ну а мы начнем с написания "Похвалы неолиберализму". Предисловие к будущему общему труду вы уже прочли. Кто желает стал соавтором?