Фото: stock.xchng
С ужасом наблюдая жесткую войну в Донбассе, мы уже забываем, с чего все началось. Приходится напомнить: украинские власти хотели сделать первый шаг к вступлению в Евросоюз – подписать соглашение об ассоциации, но в последний момент от этого отказались. Возник Евромайдан, потом он победил, и взбунтовалась уже вторая сторона. Таким образом, На Украине впервые дискуссии о европейской интеграции переросли в насилие и гражданскую войну, и впервые дорога в Брюссель вымощена трупами и залита кровью.

Вооруженный конфликт на Украине ставит под сомнение саму суть и основу объединения европейских государств, основанного на принципах демократии, верховенства закона и прав человека.

Ведь это страшно, что военные столкновения на Юго-Востоке Украины уже стали повседневным явлением, и многочисленное "диванное" войско, устроившись у телевизоров, наблюдает бомбежки мирных жителей в прямом эфире. Все уверены, что их это не коснется. Так же еще пару месяцев назад думали и жители Донецка и Луганска, наблюдая за столкновениями полиции и демонстрантов на Майдане.

Каждый из нас на самом деле, пусть и косвенно, участвует в военных действиях, поддерживая, на словах или мысленно, ту или другую сторону. Но и те, кто приветствуют действия киевских властей, и те, кто болеет за ополченцев, должны понимать — мина заложена под фундамент нашего общего дома — Европейского Союза.

Вспомним: Европейский Союз создавался после самой страшной в истории человечества войны — для того, чтобы ее ужасы больше не повторились. В 1952 году ЕС возник как Союз угля и стали. Концепция объединения была экономическая: кто торгует, тот не воюет.

Дальше идея развивалась в гуманитарном направлении. Верховенство прав человека, равенство людей перед законом, независимо от цвета кожи, религии, убеждений, справедливый суд, помощь сильных слабым — эти замечательные принципы заложены в основу документов, на которых построен Евросоюз, объединяющий сегодня 28 стран и 500 миллионов человек. Этим он и был так привлекателен для постсоветских стран, именно поэтому большинство граждан Латвии про голосовали за вступление в эту человеческую общность в 2004 году. В эти принципы мы верили и верим.

Можно критиковать руководство Евросоюза за медлительность и нерешительность, но нужно понимать, что они идут от стремления учитывать интересы всех сторон и находить взаимоприемлемые компромиссы в самых сложных ситуациях. Собственно, это умение договариваться и стало главной особенностью, силой и богатством Евросоюза.

Именно поэтому всем нам так долго — 70 лет! — удалось прожить без войны. Исключение — Югославия, но там проходили жестокие этнические чистки, которые надо было так или иначе остановить. На Украине же конфликт чисто идеологический. Именно поэтому в 2012 году Евросоюз стал лауреатом Нобелевской премии за превращение континента войны в континент мира. Именно это давало нам моральное право говорить о превосходстве западных ценностях. Неужели эта эпоха закончена?

Сегодня на Украине рвутся бомбы и ревут танки, гибнут женщины и дети, в больницах оперируют раненых, хоронят убитых. Вдумаемся: ради чего эти жертвы? Ради вступления в Евросоюз! Тот самый, который провозглашает, что нет ничего выше человека.

Но ведь если ради ассоциации с ЕС нужно перестрелять или выселить с родной земли часть населения, то значит, это уже совсем другой союз. Разве с каждым днем кровопролития на Украине он не теряет свое, человеческое, лицо, превращаясь в примитивную империю XIX века, готовую на все ради новых рынков сбыта и источников сырья и ослабления конкурентов?

Доказать, что Европа по-прежнему привержена идее прав и свобод человека очень просто. Для этого Брюссель должен сказать Киеву: "Простите, но дорога в нашу цивилизацию не может пролегать через войну. Вы уж так там как-нибудь договоритесь, решите миром, чего хотите… Учитесь учитывать разные интересы, ведь это — непременное условие членства в ЕС. У нас тут нет победителей и побежденных. У нас все равны, и все пришли сюда добровольно, а не под дулами автоматов".

Я уверен, что после такого решительного заявления кровавый ужас на Юго-Востоке тут же бы прекратился. Отчего же тогда молчит Брюссель? И даже поддерживает военные действия? Это мой вопрос Европе как европейца.

P.S. Я обращался с призывом "Нет войне в Европе!" к Европарламенту, Европейскому совету, Латвийскому правительству и Сейму. Под ним подписалось около 800 человек. Ответ пока пришел только от баронессы Эштон, которая, конечно, страшно сожалеет о том, что гибнут люди. Но в ее письме нет ни слова о том, что насилие несовместимо с членством (ну хорошо, с ассоциацией) с ЕС.

Уверен, интеграция государства в ЕС может происходит исключительно мирным путем. Иначе сам европейский проект теряет свой смысл и идентичность. Не это ли сейчас, на наших глазах происходит?

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !