Foto: Reuters/Scanpix
В последние дни международную общественность волнуют новости о том, что Турция расстреливает беженцев из Сирии. Такие действия Анкары показывают ущербность соглашения о "предотвращении нелегальной миграции", заключенного между ЕС и Турцией 20 марта и вступившего в силу 4 апреля.

Бартер и лимиты

В соответствии с этим соглашением, Турция в ближайшее время получит от ЕС 3 миллиарда евро, а в 2018 году дополнительные 3 миллиарда в обмен на закрытие доступа беженцам из Сирии в Европу.

Соглашение предусматривает обмен каждого сирийца, возвращенного в Турцию из Греции, на сирийца, уже находящегося на территории Турции. Приоритет будет отдаваться тем, кто не пытался проникнуть на территорию ЕС нелегально.

Однако срок действия этого пункта будет ограниченным, поскольку ЕС установил предел в 72 000 беженцев, которых планируется расселить в ЕС в 2016 году. В то же время, по данным ООН, только в январе и феврале этого года берегов Греции уже достигли 122 637 беженцев. И на сегодняшний день совершенно не ясно, откроет ли ЕС двери для дополнительного расселения беженцев после того, как квота в 72 000 будет исчерпана.

Результат не гарантирован

Соглашение о закрытии греческого пути в ЕС не только не гарантирует соблюдение прав беженцев в соответствии с международными стандартами, но и не решает другой своей основной задачи — ограничение потока беженцев в Европу.

Во-первых, выполнение договоренностей зависит от доброй воли президента Турции Тайипа Эрдогана, который беззастенчиво использовал в своих интересах страх перед беженцами таких европейских лидеров, как канцлер Германии Ангела Меркель. Именно под ее давлением ЕС согласился не только выделить Анкаре деньги, но и начать срочные переговоры о введении безвизового режима и ускорении переговоров о вступлении Турции в ЕС (и это несмотря на стремительно ухудшающуюся обстановку с правами человека и фактическую гражданскую войну в курдских регионах страны!). Учитывая этот успешный для себя опыт, Эрдоган всегда может вернуться к использованию беженцев в качестве орудия шантажа, когда ему нужны будут новые уступки со стороны ЕС. Да и новый путь открыть из Турции в Европу при желании не составит труда.

Во-вторых, закрытие греческого маршрута переориентирует потоки беженцев на маршрут североафриканский в Италию — скорее всего, через Ливию, в которой нет (и не предвидится) какого-либо функционирующего правительства, способного этот процесс контролировать. А значит, с наступлением лета вполне вероятно повторение трагичных сцен с тонущими людьми, например, у берегов острова Лампедуза в южной Италии.

Маршруты смерти

Вызывает серьезные сомнения и аргумент правительства Меркель, что соглашение с Турцией лишит контрабандистов возможности перенаправлять людей в Европу нелегально.

Есть серьезные подозрения, что в этот процесс была вовлечена сама турецкая разведка с целью добиться большей сговорчивости ЕС в интересующих Анкару вопросах, в частности, принудить европейцев дать денег на обустройство беженцев, занять более агрессивную позицию в отношении режима Асада и Курдской Рабочей партии.

К тому же, опыт показывает, что доведенные до отчаяния люди готовы идти на большие риски для жизни, чтобы добраться до заветной Европы. Когда закроется один путь, они найдут другой, даже если он более опасный.

Предательство идеалов

Наконец, объявив Турцию страной, безопасной для беженцев, ЕС фактически закрыл глаза на нарушения прав человека и массовые беззакония, чинимые турецкими силами безопасности в курдских регионах страны. Такая политика ЕС не только предает европейские ценности, но и создает у Эрдогана ощущение безнаказанности, поощряя его на ужесточение авторитарных тенденций. К чему это может привести? Возникает угроза распространения гражданской войны на всю территорию Турции. В этих условиях Анкара не только не сможет обеспечить беженцам элементарную безопасность, но и многие турецкие граждане сами могут оказаться вынуждены просить политическое убежище в странах ЕС.

Турецко-евросоюзное соглашение не только представляет угрозу для прав, безопасности и достоинства беженцев, как на то указывают авторитетные правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch, но и выглядит неэффективным и недальновидным с точки зрения главной своей заявленной цели — ограничения притока беженцев в ЕС. Хуже того, европейские лидеры вознаграждают тактику шантажа и усиливают такого непрогнозируемого и ненадежного партнера как Эрдоган — ни одно предыдущее поколение турецких лидеров даже мечтать не смело, например, о безвизовом режиме с Европой, а Эрдоган близок к тому, чтобы превратить это в реальность.

История и обстоятельства поставили перед европейскими лидерами задачу найти прагматичное и гуманное решение проблемы беженцев. На данный момент они свой тест проваливают.

Автор выражает в статье свое личное мнение, а не официальную позицию группы Европейских социал-демократов, в которой он работает.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!