Что свидетельствует о том, что школа хорошая? Результаты централизованных экзаменов? Жесткая дрессура школьников, которым задают миллион домашних заданий одновременно? Спортивная инфраструктура? Раздутые в численном отношении классы и то, что все говорят – «это престижная школа»? Может, просто выбрать ту, что ближе к дому? Даже если у нас нет выбора, мы ведь все равно полагаемся, что школа будет «ОК».
Вряд ли кому-то из родителей удается отыскать идеальную золотую середину. В любом случае, это лотерея. Даже получая язык или математику, можно что-то потерять. Какие бы чудесные фантазии ни описывались в школьных и учебных программах, в конце концов, все решает эффективность сотрудничества на уровне «учитель-ученик». И, конечно, среда и семья.
Мы все надеемся, что новое образование, т.н. «образование компетенций», будет чем-то новым по содержанию и стилю обучения. Что это не будут те же раки в другой упаковке. И что результат не вызовет разочарования. Но сперва надо определить, что такое компетенция и как она будет выражаться на практике. Даже если написаны прекрасные, бесконечно вдохновляющие слова, критически думающие люди поймут, что в реальности нас ожидают серьезные препятствия.
Во-первых, это классы с большим и даже слишком большим количеством учеников. Принцип «деньги следуют за учеником», возможно, сыграл с нами злую шутку. Если считать, что урок – это услуга, благодаря которой ученик получает определенный продукт - знания, навыки и способности (компетенцию), а учитель ему эту услугу предоставляет, - то для получения услуги нужны благоприятные условия. Каков размер группы, в которой лучше всего учиться? Человек 8-15, максимум – 20, не так ли?
Это классический случай, когда из-за попытки повысить продуктивность (в т.ч. зарплату учителя и школьный бюджет), уничтожается сам продукт. Разве актеры Национального театра улучшат свою продуктивность, сыграв постановку вдвое быстрее и показав два спектакля за вечер, при этом успев в бешеном темпе развезти зрителей по домам? Казалось бы, учитель может увеличить производительность своего труда, преподавая, например, физику сразу трем классам в актовом зале, или музыку 20 школам за раз на большой эстраде Межапарка. Но качество продукта снизится, если он не сможет уделить достаточно внимания каждому индивидуально. Переполненные классы – это обкрадывание школьников Nr.1.
Во-вторых, это чрезмерно либеральный подход в сфере образования, что, по-моему, со временем лишь усиливает своеобразную энтропию в стране. Слишком много прав и слишком мало дисциплины. У одних слишком мало ответственности, слишком широкая интерпретация своих прав, что во многих случаях превращается в произвол. У других – слишком мало инструментов влияния. Действующие лица можете представить сами. В результате молодой человек, который не привык к дисциплине, не сможет достаточно организовать себя для учебы в вузе (даже если попадет на бюджет) и привести в порядок личную жизнь.
В итоге мы получаем меньший процент способных выпускников с достаточно высоким IQ. Дисциплина – это решение делать то, что не хочется, чтобы в будущем добиться того, чего очень хочется. И школа должна более строго этого требовать. Особенно в плане использования гаджетов на уроках и отношения к учителю. Учитель – не шоколад, он не должен делать школьника счастливым, позволяя на уроках чатиться в fb. Вполне возможно, что недостаточные стандарты дисциплины в школе в перспективе становятся обкрадыванием учеников Nr. 2.
В-третьих, это зарплата учителей. Насколько она мотивирует быть учителем и усердно работать? Насколько престижна профессия? По словам одной коллеги, учителя спорта, сколько лет учитель каждые 40 минут может оставаться качественным, оригинальным и творческим «актером»? Этот «идеальный» учитель возвращается домой совершенно без сил. У него нет энергии и времени на собственных детей. Чем лучше учитель работает, тем быстрее выгорает!
Осознание миссии не вдохновляет, если не хватает денег на здоровое питание. Никто не может долго выдерживать нагрузку, вызванную собственными высокими стандартами качества труда. Возникает рутина, снижается полезность уроков. И поэтому, уж простите, дорогие казнокрады, в том числе ваши дети волей-неволей остаются в убытке. Ведь в бюджете не хватает денег на адекватные зарплаты и содержание маленьких классов. Как и на современное и более качественное обучение будущих учителей. Это чистейшее обкрадывание учителей, которое автоматически превращается в обкрадывание школьников Nr. 3.
А теперь об учителе спорта. С кем он у нас ассоциируется? С тем, кто гоняет, заставляет, мучает? С особым гуру спорта и здоровья? По-моему, многие не догадываются, что тяжелее всех в школе трудится физрук. Хотя бы потому, что его работа требует большой физической силы и выносливости, голоса и нервов. И, конечно, какой ответственности! Для сравнения попытайтесь, например, справиться с учениками, которые спокойно сидят за партами, или за теми, кто под влиянием неуправляемой энергии хочет поноситься и побеситься. Попробуйте в таких условиях, в шуме, в эпицентре активности идеально научить движениям, упражнениям, развить физические качества. Попытайтесь защитить их от травм и с течением лет сохранить здравый рассудок, не деградировать. Это действительно вызов!
Поэтому я должен громко и по-зигеристовски (Йоахим Зигерист - бывший латвийский предприниматель, политик, депутат 5-го Сейма германского происхождения, прославившийся радикальными лозунгами и обещаниями, - Прим. ред.) потребовать: поднять физрукам зарплату вдвое! Либо снизить нагрузку наполовину, сохранив ту же зарплату (или какой она там будет по новой модели). Это даст возможность сохранить здоровье и вдохновение, а также заработать где-то еще. Или другой вариант – два учителя спорта на один класс во время урока. Как человек спорта, я хорошо знаю, как трудно физически развить одного ученика. Представьте себе, как трудно реализовать качественную программу, когда в спортзале занимаются сразу два класса минимум по 20 человек каждый! И кто хочет взять на себя эту миссию за учительскую зарплату?
Затем, все, от кого это зависит, дайте лучшие условия для работы учителя спорта, пойдите навстречу, обеспечьте инфраструктуру, помещения, даже на территории другого самоуправления через улицу! Об этом ведь можно договориться? Я слышал, как иногда классы не выпускают на футбольный газон. Извините, мы что, футбольная держава? Бразилия нервно курит в сторонке? В таких случаях важно добиться позитивных решений, чтобы учитель мог максимально успешно реализовывать программу Минобразования.
Кстати, что касается результатов труда физрука. Все то, чему учат в Спортивной Академии о физической активности, физиологии, психологии спорта, педагогике... Все это противоречит уроку длиной 40 минут. Ведь учителю в лучшем виде остается около 12 минут на главную часть обучения и развития. На один класс. И чего же мы хотим?
А заниматься спортом сразу после обеда... Или вспотевшему и голодному после спорта бежать на следующий урок? Это ведь явно противоречит нормам гигиены и здоровья. Хотя некоторых эти нормы не интересуют, если уж самим не приходится участвовать. Или я, черт возьми, повторяюсь? Да, и буду продолжать, пока что-то не изменится!
А теперь посчитаем, сколько дней в году растущий ребенок должен иметь физическую нагрузку. Чтобы получилась хотя бы половина (хотя на самом деле надо больше). Получается 182. Сколько уроков спорта бывает в школе? 70-71. Ничтожные 70 уроков! Даже если в отдельных школах инфраструктура позволит ввести третий урок спорта во ВСЕХ классах, этого недостаточно! Да и ни один ученик в течение года не посещает все уроки спорта. Что делать детям, которые дополнительно не тренируются, не посещают спортивные кружки и, видимо, никогда не будут заниматься спортом? Представим, что компетенция физического образования прежде всего означает развитое тело и физические способности, хорошую осанку и двигательные навыки. Так какими же должны быть акценты на тех немногих уроках спорта? Что на первом месте, а что на втором?
Любой учитель, независимо от генетики и других факторов, в чем-то силен и может показать достойные результаты в каких-то упражнениях, спортивных элементах, движениях. Любого можно мотивировать и обучить основным вещам. Любой способен освоить теоретические значения о своем теле, здоровье и физическом взаимодействии со средой и климатическими условиями. Любого надо обучать основам спортивной физиологии. Не давать в школе эти фундаментальные вещи – это еще одно обкрадывание учеников. А прыжки на бетонном покрытии можно классифицировать как обкрадывание здоровья.
Следующая тема – домашние задания. Думаю, зачастую их слишком много. Особенно в т.н. престижных школах. Как-будто это гарант какого-то суперобразования. В спорте возможна чрезмерная нагрузка, но то же самое касается и теоретических предметов. Особенно если параллельно задают объемные проекты, вовлекая еще и родителей (ведь все мы – неутомимые роботы). Характерно, что учителя даже не согласуют объем материала, поэтому часто эти разрушительные марафоны идут сразу по нескольким предметам. Как-будто жизнь ученика состоит из одной учебы. Я знаю, у меня трое детей.
Каков же эффект? Просто умопомрачителен! Перегрузка ЦНС, стресс, пониженный иммунитет, болезни, ухудшение поведения, перемены восприятия, нервозность, агрессивность, апатия, вредные привычки как компенсаторный механизм (школьники грызут ногти, курят и т.д.). Учебный материал осваивается более поверхностно, личность в каком-то смысле осознанно деградируется. Возможно, с серьезными последствиями. Самые способные и старательные могут выдержать, но какой ценой? Результат – снижение мотивации, нежелание идти в школу. Фактически это превращается в неспособность качественно учиться. Получается своеобразное обкрадывание учеников. Домашние работы, конечно, нужны, но в адекватном количестве.
Тем более, что все дети разные. Те, что растут в менее благоприятной среде (хотя не только), обычно имеют худший интеллектуальный и социальный потенциал. Им труднее сосредоточиться, соблюдать нормы поведения и дисциплину. Из-за нехватки мотивации они ведут себя более шумно и агрессивно. Учтите, что привычная жизнь многих школьников – дом, друзья, район, семья и среда – налагает существенные ограничения на то, чего они могут достигнуть. И даже на то, чего они ХОТЯТ достигнуть.
Социально-экономическая среда многих вынуждает отказаться от достижения целей, даже не попытавшись. Такие дети, возможно, чаще болеют и пропускают уроки. Весь комплект среды, поведения и обучаемости очень неблагоприятен, с ним молодому человеку трудно стать успешной и эффективной личностью. Задавая миллион неподъемных домашних заданий, мы не способствует качеству образования. У многих просто опускаются руки.
Один из инструментов улучшения мотивации и формирования личности для всех учеников независимо от «происхождения», - это качественное физическое образование. В дополнение к знаниям, которые оно дает, благодаря выносливости и разным физиологическим процессам лучше формируются цепочки нейронов, улучшается гормональный фон. Это касается также стеснительных, тихих, неуверенных детей. По сути это формирование человека как свободной личности с повышенной смелостью и стабильностью нервной системы. При условии, что программа спорта на 12 лет создается целенаправленно.
Больше нет необходимости доказывать, что физическое состояние и здоровье – это решающий фактор трудоспособности любого человека. Прогрессивные компании во всем мире тщательно заботятся о самочувствии своих работников. Конечно, обучаемость школьников тоже зависит от физического состояния, здоровья, обеспечения мозга кислородом, общей выносливости.
Обычно много говорится о менталитете человека, таких чертах как застенчивость, боязливость, обреченность, зависть, мелочность, «все плохо, во всем виновато правительство (коммунисты, масоны, тролли)», обговаривание, малодушие, скованность, скрытая враждебность, откладывание на потом, склонность к сиюминутным удовольствиям, неспособность трудиться на перспективу, большая или меньшая вороватость, нехватка мотивации, разные формы самоагрессии и т.д. Почему человек таким становится?
Что мы имеем в результате? То, что довольно характерно для нашей страны, - сравнительно малое число социально активных, рациональных, ответственных и смелых людей. Это наблюдается в разных организациях, учреждениях и коллективах. Поэтому многие общественно важные решения принимаются узким «клубом» единомышленников (между прочим, кое-чему можно научиться на более или менее успешных попытках Эстонии и Исландии в годы после кризиса изменить законодательство и политическую среду). Во-первых, такой клуб всеми силами стремится не допустить к принятию решений большее число людей. Во-вторых, широкая общественность из-за своего менталитета, усталости, характера, отсутствия мотивации или смелости, неспособна организоваться и недостаточно настаивает на своих правах и мнении. Зато все потом жалуются и стонут по поводу результатов. И это одна из причин, почему наша страна и образование находятся там, где они находятся. Так почему бы нам не собраться как-нибудь вечером и не отметить это с изрядной долей самоиронии?
Перевод DELFI. Оригинал здесь