А вдруг обвал?!
На днях корреспонденты "Вести Сегодня" постарались максимально подробно исследовать даугавгривские укрепления и залезть как можно глубже в катакомбы. Сопровождать нас охотно согласился шаман Рей, который, помимо того, что общается с духами из параллельных миров, давно изучает историю родной страны и увлекается диггерством. Поскольку нам по части прогулок по катакомбам до Рея было явно далеко, он автоматически стал проводником и перед спуском сразу предупредил:
— Самое главное, когда мы будем внизу, — не кричать, а лучше говорить вообще шепотом, в противном случае нас может завалить. Представьте себе: торчит кирпич из стены, еле держится, и вдруг звуковая волна, гуляющая в закрытом пространстве от стены к стене, его расшатывает. А дальше… Вслед за одним кирпичом запросто могут посыпаться и другие.
Мы начали спуск в первую катакомбу, вход в которую чернел у подножия огромного холма с пожелтевшей осенней травой и торчащими из земли ветками ивы. Вокруг небольшой проржавевшей стальной дверцы и в ней самой остались следы от выстрелов явно из крупнокалиберной винтовки. Пули прошили металл насквозь, причем люди стреляли, скорее всего, с близкого расстояния, поскольку края дыр даже слегка оплавились и прогнулись. Рядом у стены валялась лопата, значит, что–то в земле все же искали — и точно не пули…
В случае ядерной атаки…
Протискиваемся в узкий проем и по очереди прыгаем вниз на гладкий пол, выложенный еще в царские времена огромным серым кирпичом. Желтые круги света от наших фонариков скользят по высоким стенам в старой штукатурке и лохмотьям плесени вперемежку с паутиной. И вот первая тайна.
Некогда огромный дверной проем высотой метра три заложен относительно современным кирпичом. Понятно, работали советские военные. Причем они все делали наспех, поскольку кладка была уж очень кривой и в любой момент грозила обвалиться на наши головы… Но непонятно, зачем солдаты это проделали. Есть версия, будто внизу военные устроили склады для боеприпасов и, чтобы во время возможного взрыва осколки не разлетелись по всей округе, урезали им потенциальный выход. Но эта догадка отпадает, поскольку в остальных подземных комнатах шла активная работа — и уж точно не складская, а скорее "просветительская". На арочных стенах до сих пор висят плакаты, где указаны зоны поражения Риги в случае ядерной атаки с моря и воздуха плюс подробно описаны самолеты из–за "железного занавеса" — американского образца. Бумага прогнила, но надписи кое–как разобрать удалось. Только вот многие инструкции пошли на гнезда для мышей, живущих в огромных ящиках, где некогда хранились противогазы (их обрывки, точнее, огрызки все еще лежат).
В соседнем помещении с зарешеченным толстенными прутьями вентиляционным люком были нарисованы углем на стенах какие–то руны, сатанинские символы и знаки, а на полу валялись обгоревшие доски. Видимо, бывшие военные укрепления облюбовали служители черных месс. Поговаривают, что несколько лет назад полицейские задержали возле катакомб группу каких–то уродов, резавших внизу бездомных собак и мазавших стены кровью. Но сатанисты отделались мелким штрафом. "Пойдем отсюда, тут место плохое, энергия злая", — замечает Рей и предлагает, перед тем как спуститься в другой подземный ход, осмотреть на поверхности собственно стену береговых укреплений.
Враг не пройдет!
Из той информации, которую мы заранее успели раздобыть из разных источников (в частности, на интернет–сайте www.melkon.ru), следовало, что береговые батареи в Болдерае построили в 1874–1884 годах. Особенно характерны для рижских батарей этого периода двухорудийные артиллерийские позиции. В то время один кирпичный погреб (укрытие для личного состава и помещение под боезапас) строился для обслуживания сразу двух орудий. Их фундамент сделан из бутового камня и бревен, которые позже растащили жители окрестных домов на сараи.
Примечательно, что бутовый камень в последующие годы больше никогда не применялся для строительства фундаментов. Ведь его прочность слишком мала для того, чтобы на нем стояли и работали мощнейшие орудия. Продолжение истории создания береговой обороны Риги — это уже 1912–1914 годы. Тогда, собственно, и были построены основные батареи у ворот Даугавы. Для этих сооружений применялся фортификационный бетон толщиной до четырех (!) метров, ведь технология строительства еще не знала железобетона.
Словом, впечатляют и стены, и поросший зеленым мхом фундамент орудий. Да и сами орудия, если постараться представить, что вот они высятся перед тобой, вызывают не меньше эмоций. "Такие были, наверное, километров на двадцать–тридцать. Причем позиция укреплений выбрана идеально — полностью закрывает вход в устье Даугавы, а значит, и подступы к Риге с моря", — рассуждает вслух Рей. Лишь вопросы. Без ответов…
Но пора возвращаться под землю. В проеме, ведущем в другое подземелье, там, где некогда крепились двери, видны здоровенные заклепки и петли. Вновь загадка: зачем солдаты уменьшили большую арку — заделали лишнее пространство и повесили толстенные двери (видимо, снятые с кораблей)?.. На этот раз нам пришлось пробираться чуть ли не ползком, поскольку потолок основательно прогнулся под тяжестью земли. И вновь заложенный кирпичом проход, судя по извести, еще в довоенное время. "Эх, разобрать бы все это, многое удалось бы найти…" — вздыхая говорит Рей.
Опять же, для чего нужно было закладывать проход в соседние помещения? Ведь обвалиться они не могли, лишними явно не были, а раз находятся на одном уровне с открытыми помещениями, то и возможность затопления грунтовыми водами отпадает. Кроме того, поскольку ходы заложили, значит, отрезали внутренние пути сообщения из одного блока в другой и проникали потом в них исключительно с улицы. Нелогично, внутри ведь можно делать все что угодно, причем без угрозы обнаружения с воздуха.
Наконец не обследованным остался лишь самый большой холм, точнее, внутренний бункер, на вершине которого до сих пор стоит наблюдательный пункт с внушительными стенами и узкими отверстиями для обзора морских рубежей. Вокруг холма везде канавы с торчащими из земли обрывками кабеля. Понятно, кто эти траншеи прорыл…
Бункер удалось изучить довольно подробно, поскольку все помещения оказались полностью открытыми. На многих кирпичах были видны вырезанные какие–то цифры, неразборчивые имена и фамилии, годы — 1939–й, 1936–й, 1928–й… В одном помещении куда–то глубоко вел узкий лаз с лестницей, по которой проползти мог разве что ребенок, да и то очень худой. Куда он ведет и почему такой узкий? Эти вопросы опять же пока без ответов…
— А что касается духов, эти места спокойные. Если тут и появляется кто–то иной, сейчас он спит и показываться не хочет, — подвел мистический итог шаман. Получится ли найти ответы? Уважаемые читатели, если вы обладаете какой–либо интересной информацией, то обращайтесь в редакцию и спрашивайте автора материала. Будем благодарны!