"Русские чувствуют себя отстраненными от политики, а латышей такое положение устраивает. (…) Получается, что латыши на самом деле — не демократы. Такая элементарная вещь, как участие русскоязычных партий в работе коалиции, у нас неприемлема, латыши этого не хотят, а ведь это элементарный принцип парламентской демократии. Латыши не понимают принципов равноправия. Они приучены к этнической демократии. Если в советские годы русские были приучены к демагогии в области национальной политики, то теперь мы приучили латышей к существующему положению, к этнической демократии", — ставит диагноз нашему обществу патриарх латвийской социологии и этнополитики.
Профессор Апине считает, что ответственность за такое восприятие латышами принципов демократии несет наша политическая элита, которая тоже не отличается демократическим воспитанием: "Те, кто заседает в сейме и правительстве, не понимают демократических правил игры. Если четырежды наш сейм отклонял ратификацию Рамочной конвенции без всякого обсуждения только потому, что ее предлагала оппозиция, то вполне можно говорить о нарушении демократических норм", — отмечает И. Апине.
Здесь, впрочем, можно не согласиться с мнением уважаемого профессора по поводу непонимания нашими политиками "демократических правил игры". Все они понимают, но поступают так, как им разрешают Брюссель и Вашингтон. Они вполне успешно играют по демократическим правилам, когда от них этого требуют, как сейчас принято говорить, "наши союзники". Когда же подобное давление с выкручиванием рук отсутствует, правящая элита тут же "забывает" о демократии и действует уже исходя из своего революционного сознания — в соответствии с духом "оккупационного времени", которое они так клянут. В заключение своего обвинительного приговора латвийской демократии профессор Апине отмечает, что на самом деле недемократами у нас являются все — и латыши, и русские.
"Провинциальное невежество присуще обществу в целом", — пишет профессор. Вот только стоит добавить, что "провинциальное невежество" русской части латвийского общества менее опасно для страны, поскольку, как заметила сама г–жа Апине, русские отстранены от процессов управления страной и от процессов принятия решений. Причем даже тех решений, которые их напрямую касаются.