Хотя мода, особенно женская, известна своим вечным непостоянством, немногие стили одежды пережили столько драматичных перемен, сколько выпало китайскому платью "ципао".
Сегодня его носят не только китаянки — чуть ли не все звезды мира. Журнал En Vogue поместил ципао на обложке номера с анонсом нового альбома Funky Divas. Мадонна появлялась в ципао на вручении Грэмми. Николь Кидман регулярно возникает в ципао на звездных приемах и церемониях. Гонконгская актриса Мэгги Чжун (Чжан Мань-юй) возродила его популярность после выхода фильма "Любовное настроение". В последние годы этот успех усердно закрепляет целое созвездие кинозвезд-китаянок (Мишель Е, Гун Ли, Чжан Цзы-и, эстрадная певица Коко Ли), блистающих в ципао на кинофестивалях и церемониях выдачи Оскаров.

Так что же такое ципао?

Это северокитайское название изящного платья-халата, обычно из шелка, с длинным подолом, стоячим "китайским" воротничком, запахнутой полой и глубоким разрезом сбоку. Буквально это слово значит "халат знаменных".

В эпоху правления маньчжурской династии Цин (1644-1911) к "знаменным" относилась служилая знать, состоявшая в "знаменных войсках" и имевшая за это особые привилегии, подобно дворянам в России.

Ципао — народное платье маньчжурок, изначально отличавшееся свободным покроем и длинными рукавами. После многовековых мутаций только стоячий воротник, запахнутая пола и глубокий боковой разрез остаются неизменными элементами этого наряда.

Хотя империя Цин уступила в 1911 г. место Китайской Республике, ципао пережило революционные бури, так и оставшись любимым нарядом китаянок. Пока мужчины крушили тысячелетнюю монархию, возникла новая каста богатых "европеизированных" китаянок, свершивших революцию в китайской моде. Устав от старомодных роб широкого покроя, шанхайские красавицы 20-х годов ХХ-го века породили новый стиль, который, в пику всем конфуцианским запретам, не скрывал, а подчеркивал красоту их тел. Длинные рукава были внезапно отрезаны, а материя стала тонкой и тесно облегающей силуэт. Нежно обняв фигуру, новое ципао смело подчеркнуло каждый изгиб женской талии, груди и бедер. Оно выставило тела китаянок в столь невиданном свете, что пораженные этим откровением консерваторы тут же заклеймили ципао как немыслимо вульгарное, варварское и даже "слишком западное" платье.

Но, вопреки всем ханжеским выпадам, ципао без малейшего труда завоевало статус неофициальной национальной одежды и дополнилось такими некитайскими аксессуарами, как туфли на шпильках, шелковые чулки, маленькие сумочки и меха.

Внимание Запада ципао привлекло в 40-е годы прошлого века. Немалая заслуга в этом принадлежит жене Чан Кай-ши, "мадам генералиссимус" Сун Мэй-лин, щеголявшей в ципао перед Конгрессом США и в обществе таких джентльменов, как Рузвельт и Черчилль. Победа во второй мировой войне вернула Китай (одну из союзных держав) на арену мировой жизни и политики — как просыпающегося гиганта с пригодной для экспорта уникальной культурой. Новым толчком для роста популярности Ципао в 60-е годы стало, как ни странно, движение хиппи, отринувших материальные ценности мира потребления и обратившихся к буддизму и другим видам восточной религии и философии.

В условиях повальной "китаемании", ципао — с его простым силуэтом и аурой "таинственного Востока" — стало предметом "высокой моды" не только у хиппи, но и среди "сливок" западного общества.

По иронии судьбы, как раз в те годы Китай переживал "великую пролетарскую культурную революцию". Бесполый стиль широких штанов и полувоенных френчей стал униформой для всех мужчин и женщин. Ципао было осуждено коммунистами (на сей раз, как слишком традиционный наряд реакционного, феодально-буржуазного Китая). На Тайване и в Гонконге ципао тоже пылилось в гардеробах, записанное в атрибуты "старых дам", пока модницы отдавали симпатии западной одежде.

Но сегодня китайский мир переживает культурный ренессанс, а китайские фильмы покоряют планету, побивая мировые рекорды по кассовым сборам и сбору призов. Вместе с этими переменами пришло время и для очередного триумфального возвращения ципао. Внезапно это платье стало снова стильным и модным в глазах китайцев, да и не только китайцев. Некогда повседневная одежда маньчжурских женщин сделалась гордостью китайской нации.

Пройдя через горнило социальных перемен, народное ципао само превратилось в уникальный символ — сплав времени, моды и политики.

В западных послевоенных фильмах ципао стало атрибутом грустного образа мадам Баттерфляй (фатальная жертвенность, смерть за шанс соприкосновения с западным миром). Печальное, сексуальное и жертвенное Ципао нередко выставляло азиатских женщин в обманчивом свете: этаких возвышенных богинь, покоренных и соблазненных белыми мужчинами. Наиболее типичный пример — кинофильм 60-х "Мир Сюзи Ван", где неотразимый красавец Уильям Холден играет роль иностранца, втянутого в роман с роковой Нэнси Хуан из Гонконга. В этой картине американская актриса китайского происхождения создала образ загадочной женщины, оказавшейся проституткой с добрым сердцем, а заодно и с маленьким сынишкой. Благодаря фильму ципао прославилось как "платье Сюзи Ван" и даже как униформа "девушек по вызову".

В фильме "Любовь — во многом великолепная штука" Уильям Холден вновь появился в роли заезжего сердцееда, закрутившего роман с еще одной таинственной женской фигурой в ципао. Американка Дженнифер Джонс сыграла в этом фильме женщину-врача (европеянку), чья кипящая страсть к Холдену закупорена в оболочку голубого в обтяжку ципао.

В уже упомянутом фильме Ван Кар-вая "Любовное настроение" Мэгги Чжун играет отбившуюся от рук жену, вступившую на опасный путь внебрачной аферы. Зигзаги сюжета и волнения героев уже подзабыты зрителем, но броские платья Мэгги произвели такое глубокое впечатление, что стиль ципао захлестнул европейские подиумы, а иные модницы приводили в кинозал своих портных, чтобы скопировать фасоны главной героини.

В фильме Стэнли Гуаня "Красная роза, белая роза" актриса Джоан Чэнь играет еще одну обиженную жизнью молодую женщину, любовь которой отверг мужчина, боящийся общественного осуждения. И здесь изящное ципао служит манифестацией романтизма, утонченной сложности и эмоционального пробуждения женщины, жертвы вечного лицемерия мужчин.

Не только в кино, но и в мире поп-музыки ципао вновь обрело статус мнимого символа затаенной сексуальности Востока. Видеоклип Жаннет Джексон под названием "If" представил сонм миловидных азиаток, фланирующих вкруг поющей и танцующей звезды. Наштукатуренные и затейливо причесанные статистки в пестрых ципао курят опиум и вяло оттеняют гиперсексуальность Жаннет.

На обложке журнала En Vogue четыре "дивы" из группы Funky Divas маршируют по ночной улице в похожих на ципао старомодных "прикидах", источая, как подобает женскому полу, истому ожидания и готовность покорить мир.

В последние годы китайское платье прочно завоевало съемочные подмостки Голливуда. Соблазнительные красотки в ципао играют подруг Джеймса Бонда (Мишель Е), крутых воительниц, аферисток и мафиозных леди (Чжан Цзы-и), а также официанток и "принцесс Пи-Пи" в череде блокбастеров Джеки Чана.

Словом, ципао навеки превратилось в эталон красоты и элегантности всех китаянок мира. И даже если его одушевленный образ покажется вам лишь игрой моего больного воображения, безусловно одно: затаенная сексуальность и тонкая женственность органично вплетены в прохладную ткань этого наряда, так тесно обнимающего изящное (не обязательно худое и китайское) тело женщины.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !