Два года назад, 1 мая 2004 года, Латвию приняли в ЕС. Руководство ЛР обещало привести законодательство нашей страны в соответствие с законодательством ЕС. Что изменилось?
Апартеид принимает все более отвратительные формы, социально–экономическая и политическая атмосфера ухудшается. В Латвии более 400 000 неграждан, 70 различий насчитывают правозащитники в правах латвийских граждан и неграждан. Последние полностью лишены политических прав, для них введены запреты на профессию, а порой их приравнивают к недееспособным.

Вступление ЛР в ЕС не привело к позитивным изменениям во внутренней и внешней политике страны. Продолжаются попытки переписать историю и подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны. До сих пор не аннулирована принятая сеймом "Декларация об оккупации", фактически предъявляющая к России территориальные претензии на Пыталовский район.

Работает в ЛР система обмана и дезинформации мировой общественности: экс–эсэсовцы Waffen SS, члены карательных формирований времен ВОВ и "лесные братья" объявляются чуть ли не национальными героями и окружены почетом и вниманием властей предержащих. В прошлом году они получили ежемесячную прибавку к пенсии в 50 латов, имеют льготы политически репрессированных. Никаких же льгот и доплат не имеют победители "коричневой чумы", спасшие Латвию от окончательного уничтожения. Разве докажут нам когда–нибудь президент, премьер, сейм ЛР, что эсэсовцы были хорошими ребятами, боролись за свободу Латвии, а бойцы–освободители Красной армии — оккупантами? Не бывать этому во веки веков!

Блеф на экспорт

Руководители ЛР неустанно декларируют о достигнутых успехах в экономике страны. Так ли это? Не страдают ли они потерей памяти? События 1940 года "помнят" и те, кто тогда еще не родился, как, например, закордонный филолог–экономист г–н Кариньш. А вот с 50–х по 80–е годы прошлого века, когда строились мосты, дороги, жилые дома, аэропорты, фабрики, заводы, дома культуры, восстанавливалась Рига и другие города, — не помнят. Не помнят, как после ужасной войны налаживалось промышленное и сельскохозяйственное производство, в результате чего Латвия стала одной из наиболее процветающих республик СССР. Праздники песни и танца были не хуже нынешних, работали латышские школы, театры, TV, выпускались газеты и журналы. Любой человек в любое учреждение мог обратиться как на латышском, так и на русском языке. Просто амнезия какая–то.

После 1991 года память правящих латвийских политиков стала укорачиваться с еще большей скоростью. Сразу после выборов они забывают про все, о чем накануне обещали своим избирателям. Экс–премьеры — и Годманис, и Шкеле, и Репше — обещали одно, думали другое, делали третье. Большевизм да и только! В сентябре 1998 года постановлением правительства ЛР был учрежден Институт Латвии, призванный популяризировать образ страны за рубежом, готовить идеологические и информационные материалы по другим вопросам, нужным правящей элите. Возникает вопрос: нужен ли был бы такой дорогостоящий институт, если бы в ЛР действительно имелись успехи в социальной и экономической сфере? К сожалению, у ЛР нет собственной позитивной госполитики, нет собственной позиции. Мы редко действуем взвешенно и самостоятельно. Вчера выполняли приказы Москвы, сегодня — Брюсселя и Вашингтона. В этом отношении ничего не изменилось, и позитивной экономической программы развития ЛР как не было, так и нет.

Лукавые цифры макроэкономики

В течение последних пяти лет правительства неустанно трезвонят о большом росте ВВП. Мы опережаем по этому показателю и Литву, и Эстонию, но почему–то лидируем в странах Балтии по уровню роста цен и на коммунальные услуги, и на товары первой необходимости. Реальный уровень жизни населения Латвии продолжает ухудшаться. В чем причина? Где же правда?

Прежде всего обратим внимание, что высокие цифры прироста ВВП являются лукавыми (виртуальными). На минимальную зарплату или среднюю пенсию сегодня человек может купить меньше товаров и получить меньше услуг (коммунальных, медицинских), чем пять лет тому назад. Причина в том, что латвийский рост ВВП в основном определяется не ростом реального производства (удельный вес промышленности в ВВП ЛР составляет около 16%), его прежде всего дают непроизводственные сферы — торговля, кредиты, недвижимость. Бесконечно долго за счет этого развиваться нельзя. Следствия: безработица по стране — около 7,5%, в Латгалии — 20%, в Курземе, Земгале, Видземе — около 11%, а также инфляция и другие негативные явления. Инфляция уже стала бичом нашего государства. Если производство не развивается, не создаются новые рабочие места, если невиданный размах приобретает спекуляция недвижимостью, в которую вкладываются значительные денежные потоки из–за рубежа, то рост инфляции неизбежен. Кстати, импорт в ЛР почти в два раза превышает экспорт. Велик у нас и внешний государственный долг. Прибавим к нему еще долги банков и предприятий, получится около 5000 USD на душу населения.

В долгах как в шелках, и просвета не видно.

Нищета жителей Латвии

Может ли быть благополучной страна, построенная на лжи и дискриминации? Не может.

Вспомним времена Атмоды, когда Народный фронт обещал всем гражданство, сохранение русского языка и школ и что через пять лет будем жить как в Швеции, Дании, Финляндии. Нас всех бессовестно обманули, приняв 15 октября 1991 года постановление "О восстановлении прав граждан ЛР и основных условиях натурализации", парламент принял решение, подобное гитлеровскому, лишив 30% жителей страны политических, а также части социально–экономических прав. Новоявленные хозяева жизни позаимствовали нюрнбергские нацистские антиеврейские законы, введя аналогичные против русскоязычного населения Латвии. С этого начались беды, приведшие к расслоению латвийского общества на граждан и неграждан, на латышей и инородцев, на нищих, бомжей и миллионеров. Именно это безобразие привело к двухобщинному государству. Помните один из лозунгов Атмоды: "Голодные, но свободные"? Сегодня товаров в магазинах достаточно, но многое ли могут купить пенсионеры, инвалиды, безработные и люди, получающие минимальную зарплату? Голодный, нищий человек в массе своей априори не может быть свободным.

Увы, в последние 15 лет ЛР "опустили", отбросили назад национально озабоченные, безответственные, алчные, профессионально малограмотные амбициозные политики и чиновники. В 1970 году объем ВВП в расчете на одного жителя составлял 2406 USD (в Японии — 2365 USD). Основу народного хозяйства ЛССР составляло производство, конкурентоспособное в СССР и во многих других странах. Сравним в миллионах латов, что нам давали некоторые производственные отрасли в 1988 году и в 2003 году. Продукция промышленности — 5629,3 вчера и 630,5 сегодня, сельхозпродукция соответственно 3274,2 и 186,3, продукция рыболовства — 173,3 и 13,4.

Объeм продукции сельского хозяйства в денежном выражении сократился в 30 раз, промышленности — в 9 раз, рыболовства — в 13 раз. В те годы Латвия действительно трудилась, а не занималась продажей сомнительного качества импортных продуктов, недвижимости и леса. Сейчас уже забыто, что были у нас знаменитые ВЭФ, РЭЗ, РАФ, "Радиотехника", "Альфа", "Коммутатор". Сгущенным молоком Резекненский комбинат снабжал половину Союза, сейчас привозим из–за границы. Объединение "Радиотехника" поставляло свою продукцию в 28 стран мира.

Эффективная работа обеспечивала высокие заработки. Средняя зарплата в промышленности составляла в 1988 году в Латвии 248 рублей, в с/х — 243 рубля. Средняя пенсия по возрасту — 95,8 рубля. Сколько это будет в латах, легко подсчитать, если учесть, что 1 рубль 1988 года равен 2,00 Ls в настоящее время…

Рядовой "едок салаки" сегодня не ездит в отпуск "на юга", не лечится в санаториях, не отдыхает в домах отдыха. Он не ходит в театры и кино, не покупает книг, почти не выписывает газет и журналов, что мог себе позволить в советские времена. Реальный уровень жизни большинства населения Латвии составляет сейчас лишь около 60% от уровня жизни в ЛССР 1988 года. Вот такие "достижения"!

Правящие утверждают, что особенно заботятся о сельском хозяйстве. Вранье! Оно после девяностых годов прошлого века подверглось тотальному разрушению. Из оборота выведена почти половина пахотных земель. Заброшенные, заросшие чертополохом и кустарниками поля, заколоченные и разваливающиеся фермы.

В Латвии значительно сократилось производство мяса. Если в 1990 году на душу населения его производили 111 кг, то в 2004–м — 25 кг. Питание большинства населения продолжает ухудшаться. Если в 1989 году, несмотря на дефицит, житель Латвии съедал 57 кг мяса в год, то в 2004 году, несмотря на все изобилие, — 28 кг. Многие жители мясо себе могут позволить только по праздникам и все больше употребляют хлеб, картошку, крупы, молоко. Пятая часть населения живет впроголодь, нет денег на еду, квартиру; 35% жителей Латвии из–за нехватки денег в прошлом году не могли обратиться к врачу.

Более трети работающего населения Латвии получает ничтожные по нынешним временам деньги, — ниже прожиточного минимума. Средняя пенсия в Латвии — чуть более 80 латов, минимальная зарплата — 90. Как выжить на такие деньги? Никто пока ответа на этот вопрос не дал. 65% семей в Латвии имеют доход в расчете на одного члена семьи меньший, чем прожиточный минимум. За обозримый период около 65 000 решений наш доблестный суд принял о выселении людей из квартир. В общей сложности эти судебные решения искалечили судьбу около 200 000 человек.

Особую тревогу вызывает положение жильцов денационализированных домов. В Риге под угрозой выселения находятся около 100 000 человек. В Израиле, например, каждому из выселенных поселенцев из сектора Газа правительством страны выплачена компенсация от 150 000 до 400 000 USD. В Латвии правительство, согласно закону, должно было разработать к 1 июля 2005 года программу помощи жильцам. Этой программы нет до сих пор. По данным Eurostat, мы занимаем 2–е место в ЕС по бедности, 2–е и по уровню коррупции. Лидируем мы по болезням и смертности от пьянства.

Инфляция, рост цен… Даже по сравнению с 2000 годом картина становится все мрачнее. Ведь потребительские цены выросли на 24,9%, лечение в больницах — на 63,3%, обслуживание в поликлиниках — на 48,7%, лекарства — на 47,3%, транспортные расходы — на 35%, затраты на высшее образование возросли на 65%. Продовольствие в целом тоже подорожало. Молоко — на 55%, рыба — на 45%, овощи — на 50%.

Страна, не обеспечивающая себя провизией, не может быть независимой. Беларусь себя обеспечивает продуктами на 90%, Израиль почти на 100%, Латвия же едва на 40%…

Как выжить в Латвии?

Извечный вопрос: кто виноват и что делать? По–прежнему у власти в ЛР партии и лица, разрушившие предыдущий экономический уклад, но не сумевшие создать в стране позитивных условий для развития рынка труда, малого и среднего бизнеса. В результате после вступления в ЕС трудовая Латвия ринулась в богатую Европу. Сколько человек уехало на заработки в Ирландию, Англию, другие страны? Никто этого точно не знает. Уже не хватает медиков, инженеров, полицейских, учителей, рабочих–строителей. "Успехи" своей страны латвийцы фиксируют ногами. Если политика определяет и экономику, и социальные дела, и педагогику, хорошего не жди. Если государством управляет кухарка, то есть непрофессионалы, — тоже. Будучи советником премьер–министра, нынешний министр экономики ЛР Айварс Штокенбергс заявил: "Зарплаты у нас самые маленькие потому, что мы действительно самые бедные в Балтии. Мы производим на душу населения меньше, чем любая страна ЕС, в том числе Литва и Эстония" Это, по существу, признание лукавости (виртуальности) состояния экономики ЛР.

Недавно сейм ЛР утвердил 7 новых министров правительства, которые ничего не собираются, да и не могут кардинально изменить. Кабинет по политическим мотивам сменил госсекретарей и ряд членов советов предприятий. Так и хочется сказать: "А вы, друзья, как ни садитесь, все равно хрен редьки не слаще, просто новые раки в старой корзине".

Не является ли Латвия нищим, криминальным, националистическим государством апартеида?

Экс–премьер В. Биркавс утверждает, что партия "Jaunais laiks" принесла наибольший вред Латвии. Публицист Ю. Пайдерс заявил, что "правительство Калвитиса на поверку оказалось самым … антилатышским правительством в новейшей истории ЛР". От себя добавим, что антирусскими были все правительства последних полутора десятилетий.

Что делать? Прийти 7 октября 2006 года на выборы. Отдать свой голос тем, кто вас не обманывал, тем партиям и людям, кому вы доверяете, тем, кто знает — как. Не сразу, но за четыре года в Латвии многое можно изменить в лучшую сторону. Иначе не только вы, но и ваши дети, и внуки будут жить в расколотом нищем обществе, которым правят алчность, насилие, наркотики… и двойные стандарты.

Яков ПЛИНЕР, председатель фракции ЗаПЧЕЛ в 8-м сейме ЛР, Валерий БУХВАЛОВ, депутат Елгавской думы от ЗаПЧЕЛ.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !