Несколькими днями раньше в Ригу не то изгонять нашу нечисть, не то в поиске помощи в изгнании нечисти собственной прибыл президент Украины Виктор Ющенко. По странному совпадению он приехал к нам оттуда же, откуда Ансельм Мадубуко — из Украины. Похоже, Ющенко у себя дома не нашел времени, чтобы пообщаться с нигерийским специалистом по экзорцизму, потому что во время визита в Латвию им то и дело управляли какие-то потусторонние силы.
Они не позволили ему ответить латвийским журналистам на неудобные для себя вопросы, например, о причинах поражения "оранжевых" на парламентских выборах. Правда, журналистов задать сей вопрос, похоже, тоже сподвигла нечистая сила. Ведь согласно официальным утверждениям и планам американского конгресса Латвия должна стать адвокатом, а не обвинителем Украины.
Во время встречи глав двух государств неоднократно говорилось об общей истории и ценностях, а также обсуждались перспективы развития энергетики в Европе. Относительно первого вопроса все более-менее понятно — основной исторической параллелью является пребывание в составе СССР, а общими ценностями — ненависть к России и слепое преклонение перед Америкой. По поводу перспектив развития энергетики подход и позиции различаются. Латвия, в отличие от Украины, никогда не занималась незаконным откачиванием российского газа, и, во всяком случае в этом вопросе, наша совесть чиста.
И даже захоти она это сделать, время уже ушло. После запуска нового газопровода по дну Балтийского моря без транзита российского газа могут остаться обе страны. Похоже, их это не пугает — в ближайшее время может появиться новый гиперпроект энергетического, политического и прочих форм сотрудничества. Ведь латвийское национальное блюдо -- серый горох -- немыслимо без использования сала. А это означает, что перспективы сотрудничества между странами практически неисчерпаемы.
В Брюссель на поиски "фазы"
О перспективах развития энергетики во время переговоров в Рижском замке говорили не только госпожа Вике-Фрейберга с господином Ющенко, но также комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс в Брюсселе. На встрече с мэрами крупнейших латвийских городов он указал, что на повышение энергетической эффективности в Латвии используется только 1% средств структурных фондов ЕС, в то время как почти треть энергобаланса Латвии составляют энергоресурсы на отопление жилья.
За пару лет насмотревшись европейских чудес, Пиебалгс раскритиковал латвийских градоначальников за нежелание замечать, что в жилом секторе городов Латвии доминируют типовые здания с низкими показателями энергетической эффективности. То есть получилось как-то совсем не по-человечески. Мы вроде как делегировали Пиебалгса в Еврокомиссию, чтобы он там облегчил наше энергетическое бремя, а он вместо этого призывает нас экономить. Вот и вернулись мэры крупнейших латвийских городов из Брюсселя озадаченными. И вспомнили "старые добрые" времена, когда в Москву за квотами ездили.
Будет ли свет в конце трубы
В каком-то смысле вопроса энергетики касается и проект решения, который Кабинету министров предстоит рассматривать в ближайшее время. В нем предлагается финансировать строительство нового здания Латвийской национальной библиотеки "Замок света" из средств, вырученных от продажи принадлежащих государству долей капитала Ventspils nafta. Сам по себе план преобразования топливной энергетики в энергетику духовную в вышеупомянутом формате вряд ли имеет смысл комментировать.
Госакции VN необходимо продавать по-любому, государство от амбициозной и непомерно затратной цели строительства "замка" не откажется ни под каким предлогом. Значит, строить надо. Но тут возникают дополнительные вопросы. Первый — кто покроет разницу? За пакет госакций VN планируется выручить 70 млн. латов, в то время как смета строительства "замка" уже превышает 100 млн. латов.
Но это, что называется, в идеале. Из-за странно ориентированной государственной политики все последние годы стоимость акций "вентспилсской трубы" неуклонно падает, а стоимость строительства неуклонно растет. А это в лучшем случае порождает опасения, что в скором времени неведомо из каких источников оплачиваемая разница может многократно возрасти. А в худшем случае угрозу, что мы останемся и без трубы, и без замка, и без денег. Для Латвии эта схема до боли знакома.
У "Нового времени" закончились патроны
Чем дальше, тем больше исход партии "Новое время" из правительства начинает напоминать удачную попытку изгнания нечисти. При любой возможности называющих "темными силами" своих политических конкурентов "репшистов" окончательно попутал бес. То они отказываются верить в рейтинги, неумолимо показывающие спад популярности партии, то придумывают всякие небылицы, лишь бы хоть как-то обратить на себя внимание.
В ситуации с рейтингами нет новизны, ибо история знает множество примеров судеб-зеркал, показывающих смотрящему в них его истинное лицо. Для созданной по законам Зазеркалья партии "Новое время" такое зрелище непривычно. Не менее карикатурными являются консультации с политическим объединением "ТБ"/ДННЛ о сотрудничестве после выборов. Ведь если у "Нового времени" шанс попасть в новый парламент является вполне реальной перспективой, то для "ТБ"/ДННЛ это практически недосягаемая вершина.
И уже совсем беспомощным кажется заявление депутатов парламентской фракции "Нового времени" о том, что связь председателя Сейма Ингриды Удре с российским олигархом Борисом Березовским, внесенным в список персон нон грата, компрометирует страну. Во-первых, сама тема уже отработана. Во-вторых, во время встречи со спикером Березовский еще не был включен ни в какие "черные списки".
И в-третьих, вряд ли что-нибудь может скомпрометировать страну больше, чем это сделал руководитель "Нового времени" Эйнарс Репше во времена своего премьерства. Создается впечатление, что даже несмотря на старания генерального секретаря Яунупса у партии закончились все заготовки черного пиара. Это вселяет надежду, что выборы могут пройти относительно спокойно и достойно.
Птичья болезнь
Реставраторы памятника Свободы также озабочены вопросами изгнания. Правда, не дьявола, а всего лишь птиц из окружающего верхушку памятника пространства. Для этого они вмонтировали в памятник специальное звуковое устройство, которое должно действовать на птиц отпугивающе. Правда, механизм будет работать всего лишь в течение месяца. По поводу этой ситуации хочется спросить. Первое — если символы нашей государственности и независимости столь уязвимы даже со стороны птиц, то, может, следует избрать другие?
Если государство может изыскать деньги на охрану этих символов лишь на один месяц, то, может, необходимо менять основные принципы построения самого государства?
И последнее. Если Ансельму Мадубуко действительно удастся изгнать дьявола из латвийских политиков, заберет ли он его с собой в следующую страну своих гастролей или оставит устраиваться по собственному усмотрению?