Ветеранов надо уважать
— Каково ваше отношение к дням 8 и 9 мая?
— Это очень серьезная тема. Во-первых, я уважаю всех солдат, которые воевали в той войне. Независимо от того, пришлось им воевать в легионе или в красной армии — они все жертвы той войны. Конечно, политически более интересен вопрос о 8 и 9 мая. Я очень понимаю этих людей — все советское время они были героями, которые освободили Европу и мир от фашизма, а сейчас есть люди, которые это оспаривают. Думаю, нормально, что они хотят встретиться, поговорить с друзьями.
В конце концов, их становится все меньше и меньше, но, как всегда, в демократическом мире есть силы, которые на этом играют и используют их в своих политических интересах. Я уважаю всех, но, конечно, считать, что Советский Союз был освободителем — не совсем правильно. Для Латвии это была горькая победа.
— Как вы полагаете, следовало бы все-таки пригласить на рижский саммит НАТО и президента России Владимира Путина?
— Во-первых, хочу подчеркнуть, что проведение саммита в Риге — большое внешнеполитическое достижение нашей страны и нашего президента. НАТО рассматривает Россию как партнера в ряде вопросов, в том числе в борьбе с терроризмом. С политической точки зрения, мне кажется, это был бы большой выигрыш, если бы в рижском саммите участвовало как можно больше лидеров. Конечно, наша ситуация в отношениях с Россией оставляет желать лучшего. Думаю, достаточно дипломатично надо ко всему этому относиться. По большому счету, было бы хорошо, если бы Путин приехал в Ригу.
Украине надо дать сигнал
— Как вы относитесь к перспективе вступления Украины в НАТО? Целесообразно ли это, и настал ли момент для такого расширения?
— Я думаю, НАТО, наверное, пока не совсем готово к таким конкретным шагам осенью этого года. Но очень важно дать четкий политический сигнал, что двери НАТО открыты. Для Латвии очень важно, чтобы наши соседи это знали. Полагаю, в таком направлении этот саммит и пройдет, но пока неизвестно, будут ли приглашены на встречу руководители этих стран — Украины и Грузии. Но думаю, сигнал будет дан при любой ситуации.
— Принято решение об оборудовании натовского аэродрома в Лиелварде. Как это отразится на местных жителях, учитывая специфику военных объектов, а также то, что иностранные солдаты могут вести себя весьма непристойно?
— Непристойно могут вести себя все люди, не только военные. Но такой аэродром для региона — большая выгода. Благодаря специалистам вооруженных сил и Министерства обороны, нам удалось привлечь натовские деньги в этот объект, и это удача для нас. Прежде всего — это новые рабочие места. И местные жители относятся к проекту положительно. Не думаю, что этот объект будет портить жизнь людям, так как он не планируется как постоянная база для истребителей.
Есть секретные сценарии
— Многие видные американские политики сейчас признают, что вторжение в Ирак было большой ошибкой. Вслед за США мы эту ошибку повторили. Ваш прогноз, когда латвийские войска смогут уйти из Ирака?
— Есть очень разные мнения, в том числе и в самой Америке. Но Латвия точно не сделала ошибку. Внешняя политика всегда очень прагматична. И мы смотрим на ситуацию с точки зрения безопасности нашей страны. Тогда у нас была цель — мы продвигались в НАТО и участвовали во всех миссиях, чтобы продемонстрировать, что готовы войти в систему коллективной безопасности. А американцы очень серьезная сила, в том числе при лоббировании наших интересов в НАТО. Так что Латвия точно не сделала ошибку. Были ли ошибки при решении США?
Может быть. Но Латвия все сделала правильно. Мне тоже может не нравиться, что мы вошли в Ирак, но мы должны довести миссию до конца, то есть дождаться, когда там будет стабильное гражданское правительство. Есть видение насчет того, когда наши солдаты могут вернуться. И не только мое личное. Я как министр обороны уже в 2004 году участвовал в секретном совещании коалиции в Ираке, где рассматривались различные секретные сценарии, но никто в мире вам о них не скажет.