Как известно, Янис Юрканс решил уйти (по крайней мере, на ближайшие 4 года) из большой политики. Но человек, который проработал в парламенте почти 15 лет, разумеется, не может отключиться от процессов, происходящих в стране. Я. Юрканс продолжает следить за ситуацией во внешней и внутренней политике, вчера в телефонном разговоре с "Вести Сегодня" он поделился своей версией развития событий с договором о границе. Версия, прямо скажем, выглядит очень правдоподобно.
— Честно говоря, был весьма удивлен информацией о том, что премьер Калвитис вдруг срочно захотел подписать договор о границе с Россией, причем без принятой в минувшем году односторонней декларации, — говорит Янис Юрканс.
— Это, согласитесь, очень странно, если учесть, что г–н Калвитис в свое время и принимал эту декларацию — с подачи своего однопартийца г–на Пабрикса, который и сегодня является главой МИДа. Что же изменилось за год? Может, Калвитис и Пабрикс вдруг прозрели? Закончили какие–то внешнеполитические или юридические курсы и поняли, что погорячились с декларацией? Причина таких перемен в мировоззрении Калвитиса, на мой взгляд, очень проста. Полагаю, что подписание договора о границе с Россией без историко–юридической декларации лоббирует отец–основатель Народной партии Андрис Шкеле.
Вспомним, что именно он активно поддерживал включение в правительственную коалицию левого объединения. Это косвенно свидетельствует о том, что у Шкеле есть серьезные бизнес–интересы в России и он хочет показать свою лояльность восточному соседу. Как мудрый политик и стратег, он прекрасно понимает, что для улучшения латвийско–российских отношений крайне важно заключить договор о границе. Калвитис, разумеется, выполнил это указание Шкеле, влияние которого на Народную партию не только не уменьшилось, а напротив, возросло. Это мы все могли наблюдать на недавнем конгрессе партии
— Шкеле в своем выступлении буквально раздавал задания руководству "народников".
Но в то же время я очень сомневаюсь, что Калвитис, двигая договор о границе без декларации, не просчитывает дальнейшее развитие событий. Наверняка он отдает себе отчет в том, что националы поднимут бунт. Если не на этапе подписания договора, то уж точно во время его ратификации в сейме.
Отсюда я делаю страшный вывод, что готовится кидок России, причем с ведома тех, кто сегодня активно продвигает подписание соглашения без декларации. Впрочем, возможно, Калвитис действительно намерен "продавать" пограничный договор без декларации. Но в этом случае он рискует получить раскол не только в правящей коалиции, раскол может случиться и в самой Народной партии!
Как Пабрикс сможет объяснить резкое изменение своей позиции? Еще год назад он с пеной у рта доказывал, что подписание договора без принятия односторонней декларации — это почти преступление, попытка торговать латвийской территорией и поставить под сомнение концепцию непрерывности латвийского государства, то есть что вторая республика является продолжением первой.
Ну ладно Пабрикс. А как националы из "ТБ", из Союза "зеленых" и крестьян смогут проглотить эту пилюлю в виде пограничного договора? Если договор принять без деклараций, то, значит, не было декларации от 4 мая о восстановлении независимости, то, значит, вообще мы не можем де–юре говорить о восстановленном государстве. А если это новое государство, то на каком основании четверть населения лишили гражданства?
Иными словами, если националы все это проглотят, то они рискуют прослыть предателями национальных интересов. Последствия для этих партий на следующих выборах могут быть катастрофическими.
Едва ли националы этого не понимают. А раз понимают, то могу предположить, что Россию просто хотят обмануть. Фактически речь идет об эстонском варианте. То есть правительство обещает, что никаких односторонних деклараций не последует. Москва верит и подписывает соглашение. И действительно, правительство ЛР никаких деклараций не принимает, зато это делает парламент в момент ратификации договора. Итог — Россия после этого отказывается ратифицировать соглашение, и межгосударственные отношения снова погружаются в "ледниковый период". Но зато наши власти трубят на весь мир, что мы, мол, сделали все от нас зависящее, это Москва отказывается ратифицировать договор.
— Г–н Юрканс, как вы полагаете, Москва просчитывает подобное развитие событий?
— Не уверен. Слушая отдельные заявления российских дипломатов, у меня создается впечатление, что они действительно готовы поверить заверениям латвийских коллег. Вот только мне непонятно, на чем основан такой оптимизм россиян? Почему они думают, что те же самые люди, которые сорвали подписание договора, то есть один раз обманули Москву, во второй раз поступят иначе? Разве в нашем парламенте исчезли националы? Отнюдь. Более того, они теперь даже работают в правительстве. Так что мне кажется, что Москва вновь собирается дать себя обмануть.