- Здесь более правильно говорить об итогах духовных. Какой вообще смысл поста и подготовки к пасхе? Если в другое время мы больше задаемся вопросам внешним, экономическим и экзистенциальным, то основным вопросом, с которым мы должны подойти в Пасхе, звучит так — насколько лучше мы стали как люди? В течение сорока дней, что является довольно продолжительным временем, мы должны проанализировать свою жизнь и понять, что мы сделали и что еще можем сделать хорошего для своих близкиз, для себя, для общества, для государства.
- Подобные размышления чаще всего приводят к заключению, что сделано не так много, как хотелось…
- Это так. Часто люди осознают это, только уходя из жизни. но время уже ушло, и оно невозвратимо. А если человек регулярно подводит такие итоги, у него появляется возможность что-то исправить, что-то изменить в своей жизни.
- Пасха — это больше личный или общественный праздник?
- Это личный праздник, но в нем присутствует ярко выраженный общечеловеческий характер. Христос — сын Божий, который пришел в мир, пострадал, был распят и воскрес, объединяет нас. Особенно радостно и приятно, что в этом году все христианские конфессии празднуют Пасху в один и тот же день. Это напоминает нам о том, что мы едины и Бог един — несмотря на то, что мы по-разному понимаем и прославляем его. Мы дети единого Бога. И, веруя в воскресение Христово, мы веруем и в наше воскресение.
- Именно во время поста состоялась встреча премьера Латвии Айгара Калвитиса с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Это был духовный или государственный порыв?
- Занятия духовными делами не означает остановку дел государственных. Встреча президента министров Латвийской Республики со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси имела очень важное значение. Также, как и место встречи в Свято-Даниловом монастыре. Эта древняя обитель основана еще в XII веке и сейчас является центром духовной, религиозной, культурной и административной жизни церкви. Этим Патриарх с этого древнего святого, намоленного места благословил латвийскую делегацию на переговоры и на подписание договора, на дальнейшие труды и успехи. Эта встреча прошла на очень высоком доброжелательном уровне.
- Означает ли это, что церковь сыграла определенную роль в оздоровлении латвийско-российских отношений?
- Безусловно. Визит Патриарха в Латвию положил начало дальнейшим встречам, поездке премьера Латвии Санкт-Петербург, его встречам с премьером и президентом России, визиту в Латвию Бориса Ельцина. Это наглядный пример, когда с благословения и по молитвам церкви происходят встречи на правительственном и президентском уровне. Здесь прослеживается доброжелательное молитвенное желание — имейте мир со всеми людьми. Жить в мире всегда лучше, чем жить во вражде.
- Могут ли молитвы церкви способствовать устранению внутриполитических противоречий в стране?
- Главным действием для церкви всегда была молитва. Хотя для неверующих это может показаться пустым звуком, но верующие и глубоко понимающие миссию церкви люди знают, что молитва имеет огромную силу и значение. Да, иногда Бог не сразу дает нам то, о чем мы его просим. Он нам показывает, что мы должны не только просить, но и сами вести себя достойным образом.
Церковь всегда молится о мире, о соединении, об исчезновении вражды. И проповедует добрую весть о спасении людей. Бог есть любовь, и нам надо всегда нести в себе любовь — даже к тем, кто нас не любит. Об этом повествует и недавно вышедшая в Московской патриархии книга "Слово, растворенное любовью". Только с помощью любви можно победить вражду и ненависть.
- Будет ли ЛПЦ в этом году проводить уже ставшие традицией детские лагеря?
- Да, мы организуем четыре лагеря — один в Риге, один в Айнажи и два в Латгалии. Как обычно, дети смогут поехать туда отдохнуть вместе с родителями и под руководством опытных педагогов набираться сил, приобщиться к Богу, труду и природе, учить языки, заняться спортом. Эта традиция очень популярная, и каждый год желающих отдохнуть в лагерях становятся все больше. Увы, сейчас мало кого заботит детский летний отдых.
- Месяц назад в Москве прошел XI Всемирный Русский Собор. Какие вопросы на нем обсуждались?
- На Соборе большое внимание было уделено социальным вопросам — проблемам бедности, забытых, одиноких людей, больных и немощных стариков, детей без родителей или из неблагополучных семьей и т. д. Собор призвал общество в целом и каждого ее член в отдельности обратить внимание на эти проблемы, призвал к проявлению милосердия.
- Названные вами проблемы существуют во всем мире. Может, они неразрешимы?
- Чаще нам кажется, что в первую очередь мы сами нуждаемся в помощи других. Во многом это верно — нет ни одного человека, который не нуждался бы в помощи другого. Иногда нам ошибочно кажется, что мы небогатые и не имеем возможности помочь другим. Это не так. Каждый человек может найти другого, более нуждающегося и беспомощного, чем он сам. Потому церковь призывает всех вспомнить, что мы люди и нуждаемся друг в друге.
- Но сейчас в мире преобладают и миром правят другие ценности…
- Общество не может строиться только на внешних признаках — на богатстве, славе. Общество должно строиться на милосердии, на помощи другому человеку. И верующие, и неверующие люди должны понимать, что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда нам не обойтись без руки помощи. Мы подвержены болезням, случайностям, неожиданностям, бедствиям. Мы очень хрупкие и каждый день соприкасаемся с опасностями. Даже те, кому кажется, что они от всего этого защищены как физически, так и материально, в любой момент могут быть подвержены опасности. Потому люди должны быть сострадательными всегда, когда они имеют возможность помочь другим. Когда человек попадает в беду и думает, почему ему никто не помогает, он часто вспоминает, что и сам никогда никому не помогал.
- Вы призываете просто делать добро?
- Конечно. Недавно я был на похоронах. Хоронили матушку Ольгу — жену священника Георгия Тайлова. Несколько лет мы вместе работали в школе, где я преподавал. Именно там я познакомился с ее мужем, хотя официально они были разведены — в советское время жена священника не имела права работать в школе. Она была человеком потрясающей душевной чистоты. На день ангела я всегда отправлял ей цветы, молился за нее. На отпевании я думал, как мало для нее сделал.
- Многие считают, что церковь ограничивает свободу человека. Вы с эти согласны?
- Ну что вы?! Если речь идет о свободе жить так, как каждый индивидуум хочет, — без норм, без моральных соображений и иногда даже без совести, то может и так. Но это же не свобода. Это наоборот — зависимость. Так считают люди, которые на самом деле являются рабами — греха, страстей и пороков.
- Как вы понимаете свободу?
- Свобода — это производное от слова "освободиться" — от грехов и пороков. От зла. Только будучи свободным от всего этого, человек может быть по-настоящему свободным. Быть выше этого. Совесть — высший показатель свободы.
- Какими законами при этом следует руководствоваться?
- Есть два основных закона — закон космоса, что вокруг нас, и закон, вложенный творцом внутри нас. Понимание обоих этих законов дает человеку свободу. Потому больше необходимо стремиться к внутренней свободе. Когда душа человека возвратится к Богу, Бог не спросит — в какой партии ты состоял? Он спросит, каким ты был человеком? В Евангелие сказано — возлюби ближнего своего. А кто такой ближний? Это любой человек, который встречается на нашем жизненном пути.