В своем желании Светлана не одинока. В рейтинге самых популярных пластических операций контурная маммопластика (операция по увеличению размеров груди) — на одном из первых мест. За много лет существования ее методика отработана до мельчайших тонкостей и заключается в том, что под грудную мышцу либо поверх нее под молочную железу устанавливается имплантат. Операция проводится под общим наркозом в условиях хирургического отделения и длится 1–2 часа. Если все проходит нормально, пациентка в тот же день может отправиться домой.
У Светланы с самого начала все пошло не так, как надо: врачи долго не могли остановить начавшееся у нее кровотечение. Неудачной получилась и форма нового бюста. Он оказался слишком большим и высоким. Носить такую ношу было непросто. И очень больно. Спустя некоторое время Светлана обнаружила новую напасть: при ходьбе левая грудь "гуляла" сама по себе, а когда женщина ложилась спать, уплывала под мышку. К тому же злополучный силиконовый протез стал… протекать.
На памяти специалистов немало подобных историй. Не только у нас, но и за рубежом. В 80-е годы прошлого века американские, а затем и европейские клиники буквально захлестнула волна судебных исков по поводу корректирующих грудь операций, в которых фигурировали жидкие силиконовые имплантаты: после пятилетнего ношения такая грудь начинала… сдуваться. Один из таких горе-протезов мне продемонстрировал известный московский пластический хирург, кандидат медицинских наук Евгений Макаров. Наполненный непонятной жидкостью имплантат он извлек из тела пришедшей к нему за помощью молодой женщины. О его происхождении что-либо сказать невозможно: никакой заводской маркировки на протезе нет. Что, по словам Макарова, просто недопустимо. После операции любая уважающая себя клиника обязательно выдает пациентке паспорт установленного ей грудного протеза с указанием его индивидуального номера, размера, компании-производителя и времени проведения операции по его установке.
Скупой платит дважды
СВЕТЛАНЕ не повезло. Стремясь сэкономить, она ошиблась дважды: с выбором клиники и грудных протезов. Которые, говорят, ныне очень изменились. И усовершенствовались. Сегодня это заполненные вязким силиконовым гелем или физраствором высококачественные и высокопрочные изделия самой разнообразной формы (круглые, плоские, выпуклые, контурно-профильные), с которыми можно заниматься спортом, кормить грудью, летать на самолете, нырять с аквалангом и не бояться заработать рак груди (на сей счет проводятся специальные исследования). Стоимость таких изделий колеблется от 800 до 1800 долларов за пару. Вместе с операцией по их установке пациентке они могут обойтись в 3–7 тысяч долларов.
Процесс послеоперационной реабилитации при маммопластике занимает 4–6 недель. Все это время увеличившей бюст даме придется носить специальный эластичный бюстгальтер. А чтобы как можно быстрее прийти в норму, в течение первых после операции двух недель пациентке запрещают любые физические нагрузки: даже поднимать детей и делать наклоны. До тех пор, пока протез не встанет на место. Чем больше его размер, тем дольше процесс реабилитации. И тем больше шансов, что при ношении такой груди она со временем опустится и вызовет растяжки на коже. В этом случае имплантат придется убрать и заменить новым.
Но и небольшие по размеру протезы, увы, не вечны. У некоторых пациенток необходимость в их замене наступает уже через несколько лет после установки, тогда как у других срок службы искусственной груди может доходить до 10–20 лет. Происходит это по разным причинам. В том числе и из-за возможных осложнений — таких, как образование выраженного уплотнения молочной железы — капсулярной контрактуры (фиброза), сопровождающейся болевыми ощущениями и деформацией молочных желез, из-за воспалительных процессов вокруг имплантата, нарушения чувствительности в области ореола и соска. Встречаются и совсем экзотические причины. Одна из пациенток Макарова, например, пожелала извлечь установленные ей имплантаты лишь потому, что из-за них ей… не подошел костюм от Дольче&Габбана.
К разнообразным и подчас самым неожиданным просьбам капризных посетительниц опытный хирург относится с осторожностью. Среди желающих усовершенствовать свои формы немало тех, кому пластическая операция вовсе не нужна. У некоторых женщин дело доходит до серьезного расстройства — дисморфофобиии (болезненного недовольства своей внешностью с преобладанием идей мнимого физического недостатка), которое психиатры ставят в один ряд с такими заболеваниями, как анорексия (патологический отказ от еды с целью похудения), паранойя (бред ревности, преследования), ипохондрия (маниакальный поиск несуществующей болезни). Специалисты убеждены: прежде чем лечь под нож хирурга, многим пациенткам косметологических клиник неплохо бы пройти консультацию у психиатра.