— Алексей Валентинович, ну и как вы, политик, чувствуете себя на конкурсе исполнителей поп–музыки?
— Поймите, такого уровня мероприятие — это не просто какой–то песенный конкурс. Это, если хотите, очень важная часть латвийско–российских межгосударственных отношений. Это и элемент народной дипломатии — в Юрмалу в дни "Новой волны" приезжают тысячи россиян, они узнают вашу страну, рассказывают о своих впечатлениях родным, друзьям и коллегам — все это только улучшает атмосферу между нашими странами.
Я вообще считаю, что в будущем именно культура и бизнес–контакты будут определять отношения Латвии и России. Мы уже вдоволь за эти последние 15–17 лет занимались политикой в отношениях друг с другом. Так долго эти отношения выясняли, так долго ругались, что, по–моему, весь лимит ссор и скандалов между соседями уже исчерпали.
— Вы хотите сказать, что теперь Россия должна закрыть, например, такую важную тему межгосударственных отношений, как положение соотечественников? А как же проблема неграждан?
— То, что я сказал в начале нашей беседы, вовсе не исключает диалог с Латвией по тем вопросам, которые нас волнуют. Конечно, мы будем говорить с властями вашей страны и о негражданах, и о будущем русской школы в Латвии. Будем и дальше ставить эти вопросы во всех международных организациях. Но вы же понимаете, бессмысленно весь диалог строить только на постоянных попытках переубедить латвийских политиков. Мы в этом случае вообще не сдвинемся с места.
Давайте будем сотрудничать в тех областях, где у нас нет противоречий. Что же касается проблемы неграждан, то здесь меня как гражданина России волнует не только позиция Латвии, но и поведение моей страны. Мне совершенно непонятно, почему власти России, которые постоянно говорят о поддержке и защите соотечественников, до сих пор не предоставили негражданам право безвизового въезда в Россию?! Это вообще первый шаг, который давно должно было сделать наше правительство. Согласитесь, это абсурд: все время твердить о том, как мы любим соотечественников, но при этом вводить для них визы, причем достаточно дорогие.
Безвизовый режим или "почти" безвизовый не требует от России никаких финансовых затрат — в консульском отделе посольства просто ставится штамп в паспорт негражданина, разрешающий въезд и пребывание в стране. И все! Когда закончатся парламентские каникулы, обращусь с соответствующей инициативой в российское правительство.
— Латвия неожиданно перестала быть "раздражителем" России, теперь эту роль недруга России решила исполнять Великобритания. Чем вы объясняете нынешнее обострение российско–британских отношений? Неужели из–за Лугового Британия начала настоящую дипломатическую войну с вашей страной?
— Я не знаю, замешан ли лично Луговой в убийстве Литвиненко. Но хочу обратить внимание на другое: и Луговой, и Литвиненко, и еще ряд лиц в этой компании были "сторожами" Березовского. Это все его люди. Я лично убежден, что без участия Березовского эта история просто не могла случиться. Я прекрасно знаю Бориса Абрамовича. Не стоит забывать, что он в 90–е годы и вплоть до избрания Путина президентом был очень влиятельным человеком в России, а точнее говоря, именно он управлял всеми основными процессами в России.
Таким образом, я, в ту пору глава комитета Госдумы по геополитике, просто не мог не знать Березовского. Я прекрасно изучил этого человека и могу утверждать, что он… политический гений. В истории с убийством Литвиненко легко угадывается почерк Бориса Абрамовича.
Он прекрасно знает Британию, психологию власти в этой стране. Он все рассчитал! Убийство гражданина Соединенного Королевства, а Литвиненко незадолго до убийства получил британское подданство, вызовет соответствующую реакцию властей этой страны.
Они просто не смогут не отреагировать. Он также прекрасно понимал, что Россия не сможет выдать своего гражданина — конституция не позволяет. А значит, решил Березовский, он легко столкнет лбами Британию и Россию. Согласитесь, гениальный ход! Результат оказался для Бориса Абрамовича потрясающим — он не только поссорил, причем надолго, Британию и Россию, но еще и резко обострил отношения между Россией и Евросоюзом.
Ведь Евросоюз на то и союз, чтобы проявлять солидарность с членами этой организации. И если у Британии возникли проблемы с Россией, то весь Евросоюз незамедлительно встанет на сторону Британии. Вполне возможно, что британские власти догадываются или даже знают, что за убийством Литвиненко стоит Березовский.
Но все равно у Британии нет иного выхода, кроме как пойти на конфликт с Россией. Не могут же британские власти признать, что в убийстве ее гражданина замешан человек, которому они с помпой предоставили политическое убежище. Это будет скандал, способный обрушить правительство!
В ситуации же с требованием выдать Лугового британская правящая элита практически ничего не теряет. Напротив, только получает политические дивиденды! Рейтинг популярности нового премьера и главы МИД Британии резко вырос!
— Предположим, что ваша версия верна. Но какие дивиденды с этого скандала получит Березовский, кроме морального удовлетворения: мол, отомстил ненавистному Путину и его окружению? Ведь очевидно, что он все равно не вернется в Россию и не получит былого влияния на российскую власть.
— Конечно, Березовский отдает себе отчет в том, что при этой власти в России ему ничего не светит. Но он надеется вернуть былое влияние после президентских выборов. Сталкивая Британию и Россию, он показывает, что по–прежнему силен и может создать российской власти большие проблемы. Поэтому лучше пытаться с ним договориться, использовать его гениальность на пользу российской власти.
— Вы уже обмолвились о грядущих переменах в российской власти. Кто может стать преемником Путина? Сегодня называют имена вице–премьеров Медведева, Иванова, министра Сердюкова, еще фигурирует глава российских железных дорог Якунин…
— Да, все, кого вы назвали, вполне могут быть выдвинуты в качестве преемников Путина, или, точнее, преемников действующей власти. Обратите внимание: на одном из недавних совещаний в присутствии телекамер Сергей Иванов заявил: между мной и Медведевым нет никакой разницы. Несведущие люди могли решить, что это такая элегантная шутка. На самом деле Сергей Иванов вовсе не шутил. По большому счету, сегодня совершенно все равно, кто из вышеперечисленных людей сядет в президентское кресло.
Путин и его окружение создали систему, вертикаль власти. В основе системы управления сегодняшней Россией — коллегиальность. Все решения, как при Брежневе, принимаются коллективно. Или по согласованию со всеми влиятельными лицами правящей элиты. И эта система не изменится после выборов. Будь то Медведев, Иванов или Сердюков, они все равно продолжат управлять страной так, как управлял ею Путин. Никаких глобальных изменений не произойдет.
— А чем займется после завершения своих полномочий Путин? Ведь где–то следующие 4 года — до очередных президентских выборов — он должен будет работать.
— Я лично предполагаю, и об этом сейчас усиленно дискутируют в кулуарах власти, что Владимир Владимирович будет назначен председателем Конституционного суда России. Все разговоры о том, будто он после ухода в отставку станет спикером Совета Федерации или главой Госдумы, мне кажутся наивными. Все–таки парламент в России не обладает тем влиянием, которое имеют правительство, администрация президента или Конституционный суд.
Кроме того, спикер Совета Федерации или глава Госдумы — это публичный политик. Он должен постоянно дискутировать с другими депутатами, вести заседания. Для Путина это не самое привычное занятие. Он все–таки больше управленец, руководитель. Пост же председателя КС позволяет, оставаясь в тени, постоянно контролировать власть. На самом деле без главы Конституционного суда остальные ветви власти не могут принять ни одно ключевое решение, не могут даже чуть–чуть изменить конституцию.
— Алексей Валентинович, а каково будущее России? Она станет державой или, как пугают своих жителей те же латышские обозреватели, империей?
— Сегодня Россия чрезвычайно богата и "рискует" стать еще богаче. Посмотрите, сколько у нас полезных ископаемых! И это не только нефть и газ, но и цветные металлы, которые будут дорожать на мировом рынке каждый день. А сколько у нас земель! Россия, учитывая общее природное истощение земли, в скором будущем станет главной мировой державой.
Вне зависимости от того, кто будет находиться у власти. Основная проблема России — это нежелание крупных предпринимателей, вообще богатых людей вкладывать средства в развитие собственной страны, родного города, деревни. Нет в нас такого, если хотите, прагматичного патриотизма. Отсюда и ощущение разрухи в провинции. Деревня Мымрино, где родился лидер компартии Зюганов, просто прозябает в нищете.
Там нет ни дорог, ни электричества, а дом культуры, где ребенком смотрел кинофильмы главный российский коммунист, вот–вот развалится. Его поддерживает большая медная табличка с надписью: "В нашей деревне родился Геннадий Николаевич Зюганов". У нас бизнесмены и большие политики как уезжают в столицу, так и забывают о своей малой родине. Они предпочитают вкладывать деньги в недвижимость где–нибудь в Великобритании или на Лазурном Берегу.