После многих лет "конспирации" украинский миллиардер публично объявил, что владеет в Эстонии крупным предприятием "Нитроферт"
Тайное становится явным

Есть на северо-востоке Эстонии производственная компания, которая потребляет почти четверть поставляемого в страну российского газа. Да еще 5% эстонской электроэнергии. Зовется она "Нитроферт" и выпускает минеральные удобрения — аммиак да карбамид.

Производство организовано с поистине аптечной точностью: объемы выпуска продукции регулируются исключительно конъюнктурой и уровнем цен на мировых рынках. Максимальная нагрузка — 100 тысяч тонн жидкого аммиака и 180 тысяч тонн карбамида в год.

О том, какую выгоду для региона представляет это предприятие, на котором трудится более 450 человек, в том числе почти сотня инженерно-технических работников, его руководители говорят открыто и с определенной гордостью. Зато о том, как и с чьей помощью "Нитроферт" решает вопросы поставки из России газового сырья, здесь предпочитают не распространяться. Во всяком случае, все наши скромные попытки побывать на "Нитроферте", чтобы в последующем рассказать о его сегодняшнем дне и перспективах развития, потерпели полное фиаско. Референт директора напрочь отказывалась соединять журналистов КП со своим шефом. А когда мы направили руководителю компании Алексею Николаеву официальное письмо от газеты с предложением о встрече, тот не счел нужным даже ответить нам.

Впрочем, причина, по которой менеджеры компании по привычке пытаются избежать какой бы то ни было гласности о своей деятельности, вполне объяснима. В течение многих лет деловое сообщество и журналисты безрезультатно гадали — кто же в реальности владеет "Нитрофертом"? Таинственные хозяева предприятия нигде и никак себя не обнаруживали, успешно скрываясь за вывесками далеких зарубежных компаний и оффшоров.

И только совсем недавно владелец предприятия наконец-то нашелся. Им оказался украинский миллиардер Дмитрий Фирташ, который публично признал эстонскую компанию "Нитроферт" дочерним активом своего международного холдинга Group DF со штаб-квартирой в Вене.

Из тени в свет переходя

Так что же это за человек, который владеет эстонским "Нитрофертом"?

Дмитрий Фирташ является одним из самых таинственных украинских бизнесменов, который сумел стать миллиардером, пройдя суровую школу 90-х годов. Его конспиративным способностям мог бы позавидовать сам Штирлиц. До недавних пор о нем практически никто и ничего не знал. Говорят, когда составители персоналий стали искать юношеские фотографии Дмитрия Фирташа, то обнаружили, что они были выдраны даже из его личного дела студента техникума.

Дмитрий Фирташ начинал с торговли продуктами питания. Он вырос на Западной Украине, в Черновицкой области. Родители Дмитрия выращивали помидоры и продавали их, зарабатывая за сезон по 5 тысяч рублей, в силу чего были людьми отнюдь не бедными. Когда их сын, выпускник Донецкого железнодорожного техникума, решил посвятить себя коммерции, они отказали ему в помощи. Но это не остановило Фирташа  — он тоже занялся поставками продовольствия.

Схемы торговых операций диктовала сама жизнь. Поставив как-то в Узбекистан сухое молоко, он не сумел получить за свой товар живые деньги. Взамен партнеры предложили хлопок. Что поделаешь, пришлось крутиться. Покупатель на хлопок нашелся только в Гонконге — понадобилось организовывать его доставку через Одессу.

Чтобы успешнее заниматься продовольственными операциями, он перебрался в Москву. В энергетическую сферу Фирташ попал совершенно случайно. В то время с Туркменией никто не хотел работать, а он рискнул. Туркмены с ним в очередной раз расплатились не деньгами, а газом. Но газ оказался удивительно выгодным, стопроцентно ликвидным товаром. А дальше все закрутилось…

По своему деловому почерку он чем-то напоминает театрального режиссера: появляется на сцене лишь тогда, когда фабула пьесы подошла к развязке, и в зале зазвучали аплодисменты. Причем впервые Дмитрий Фирташ появился на открытой сцене только в 2006 году. Это произошло после того, как был урегулирован энергетический кризис между Украиной и "Газпромом". Напомним, "Газпром" готов был в то время продавать Украине топливо только по мировой цене — $230 за тысячу кубометров. А срочно созданная в Швейцарии компания RosUkrEnergo нашла комбинированную схему поставок российского и туркменского газа, который в среднем стал обходиться Украине по $130 за тысячу кубов. Так вот, Дмитрий Фирташ и был тем человеком, который разрешил российско-украинский кризис, создав RosUkrEnergo.

Характерно при этом, что даже в "Газпроме" тогда не знали, кто в реальности является их будущим партнером по совместному предприятию. Позже Дмитрий Фирташ признается (в интервью газете "Ведомости"), как вел режиссуру той важнейшей для Украины и России сделки: "Я прекрасно понимал, что напрямую со мной СП бы не создали, даже при том, что на газовом рынке меня хорошо знали. Чтобы сделать хороший бизнес и удержать его, я должен был спрятаться. И поэтому все переговоры от моего имени вел Raiffeisenbank. В соответствии с договором доверительного управления австрийский банк не мог раскрывать имени своего клиента. В "Газпроме" хорошо знали этот банк и этот бренд". По его словам, ему пришлось избегать публичности еще и для того, чтобы не испытывать политического давления со стороны Киева.

Тем не менее летом 2007 г. Дмитрий Фирташ принимает принципиально важное решение — окончательно выйти из тени, чтобы в дальнейшем вести полностью открытый и прозрачный бизнес. Понадобилось это для того, чтобы "принадлежащие Дмитрию Фирташу активы обрели ясную и понятную западным аналитикам, инвесторам и правительствам структуру".

Сегодня его состояние оценивается от 2 до 2,5 млрд. долларов. Дмитрий Фирташ входит в десятку самых богатых украинцев. Свои основные "очищенные от долгов и реструктурированные активы" он консолидировал в компанию Group DF, штаб-квартира которой находится в Вене. В собственности у Фирташа также медиа-активы и недвижимость. Например, ему принадлежит знаменитый бизнес-центр "Арена" в Киеве. А недавно, как сообщалось в печати, он в партнерстве с другим украинским миллиардером, Виталием Гайдуком, приобрел контрольный пакет акций телеканала "Интер", заплатив за него 600 млн. долларов.

Эстонский акцент в глобальном бизнесе

Итак, что может сулить Эстонии это открытие — четверть получаемого страной газа перерабатывает предприятие украинского мультимиллионера Дмитрия Фирташа? С одной стороны компания "Нитроферт" может надеяться, что такой человек обеспечит стабильные поставки "голубого топлива". Но это случится лишь при условии, если оборотистому украинскому бизнесмену удастся сохранить крепкие позиции в газово-энергетической отрасли.

Современная история бизнеса учит: в мире больших денег, особенно если он связан с поставкой энергоресурсов, удачливых посредников рано или поздно вытесняют ресурсодержатели. То есть компании, которые энергетическое сырье добывают. А потому гарантией стабильного развития компании "Нитроферт" могут стать отнюдь не деньги и личные способности Дмитрия Фирташа, а его готовность и умение следовать в фарватере российской энергетической политики. В том числе в таких существенных вопросах, как отношение к сооружению газопровода Nord Stream или поддержка экспортной ценовой политики "Газпрома" в балтийских странах.

Однако упрямые эстонские политики сегодня делают все, чтобы не снижать накала отношений с Москвой. А это может создать проблемы, причем весьма существенные, не только для Эстонии, но и для бизнеса Дмитрия Фирташа. Кстати, на годовом собрании акционеров ОАО "Газпром", которое состоялось в Москве 29 июня 2007 г., были утверждены параметры предстоящих поставок газа в адрес Литвы и Латвии. Согласно принятому решению Латвия (АО "Латвияс Газе") может получить не более 920 млн. куб. м газа на предельную сумму 172 млн. евро. Литве (АО "Лиетувос Дуйос") акционеры "Газпрома" разрешили поставить 1,655 млрд. куб. м "голубого топлива" на предельную сумму 216 млн. евро. А вот вопрос поставок газа Эстонии даже не обсуждался, в протоколе годового собрания акционеров "Газпрома" он не зафиксирован.

И не потому ли, едва открыв тайну свого владения эстонским "Нитрофертом", Дмитрий Фирташ нацелился на приобретение аналогичного предприятия на Украине? Оно именуется "Одесский припортовый завод". Государство в ходе приватизационного аукциона намерено получить за актив не менее $ 500 млн. Самое примечательное, что участником торгов выступает эстонская компания "Нитроферт".

И тут остается только гадать: что это — попытка расширения масштабов бизнеса Дмитрия Фирташа или страховка на случай, если дела в Эстонии совсем не заладятся? Впрочем, на этот вопрос сможет ответить только сама жизнь.

НАША СПРАВКА

Group DF (Группа Дмитрия Фирташа) владеет 90% австрийского Centragas Holding, которому в свою очередь принадлежит 50% швейцарской Rosukrenergo (50% — у "Газпрома"), и контролирует (через Rosukrenergo) 25% украинской газораспределительной компании "Укргазэнерго". Оборот "РосУкрЭнерго" в 2006 году составил $7,1 млрд. Group DF владеет также 100% венгерского газового трейдера Emfesz и фирмы Euronit, с которой у Rosukrenergo десятилетний контракт на поставку газа в Венгрию. Группе принадлежат энергетические и химические предприятия на Украине, в Германии, Италии, Австрии и Таджикистане. Эстонским "Нитрофертом" Group DF владеет на 100%.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !