Из-за инфляции и гонки зарплат Латвия превратилась из "дешевой" страны в страну дорогую. Это не всегда плохо — в Скандинавии, например, тоже многое стоит очень дорого. Но продуктивность экономики Скандинавии несравнимо выше латвийской. Конечно, какой-то "внутренней продуктивности" по сути не существует — вопрос в том, насколько конкурентоспособна страна на фоне других. То есть оценить продуктивность экономики страны позволит экспорт.
Если Латвия хочет что-то экспортировать, для оценки конкурентоспособности очень удобно пользоваться индексом REER, который рассчитывает Eurostat.
REER позволяет сравнивать страны по их конкурентоспособности, а также следить за ее динамикой. Рост индекса означает снижение конкурентоспособности — и на графике четко видно, что REER Латвии в последние годы стремительно рос по сравнению с Германией, Швецией или Финляндией. А это значит, что способность Латвии к конкуренции резко упала на фоне прочих стран, за исключением разве что Эстонии и Литвы. Проблема в том, что и они сами вряд ли могут являться эталоном конкурентоспособности.
Терять конкурентоспособность Латвия начала где-то с 2004 года, позже, чем Литва или Эстония. К 2008 году она оказалась на 40% менее конкурентоспособной, чем 4–5 лет назад. Конкурентоспособность той же Швеции за эти годы не изменилась, у Германии — даже повысилась (Германия сумела снизить зарплаты, а в результате — стала больше экспортировать).
По сути, видно — снижение зарплат в среднем на 20% не поможет нам в достаточной степени восстановить утерянную конкурентоспособность. Тем более, что многие страны (Швеция, Великобритания и др.) девальвировали свои валюты и стали более "дешевыми" — в отличие от Латвии. Как компенсировать еще 20%? Похоже, что государство в этом направлении пока не думает.
Если не повысить продуктивность, то у страны есть только два пути возвращения утерянной конкурентоспособности: снизить зарплаты и расходы на рабочую силу примерно на 40% (что включает в себя не только сами зарплаты, но и налоги на рабочую силу), либо девальвировать валюту. Этот вариант, похоже нереален или, во всяком случае, на данный момент неприемлем.
Ну так что будем делать? Снижать зарплаты, снижать налоги или все таки возьмемся за продуктивность?