Напомним, что в начале октября ЛФФ приняла очень жесткое решение — исключить "Динабург" из чемпионата страны, а президента (Гаврилова) и главного тренера (Пертию) команды навечно отлучить от латвийского футбола. Далее представляем полный текст интервью Тамаза Пертии.
"Считаю, что борьба с проблемой тотализатора, которая ведется нашей футбольной федерацией — это правильно. Но решение по клубу "Динабург" — неверное. Конкретных доказательств ни у кого нет. Глупо обвинять команду в подтасовке результата выигранных матчей. И мы будем отстаивать свою правоту через суд.
Проблема договорных игр существует во многих, даже великих, странах футбола. Но в латвийском футболе крутятся не такие уж большие деньги, чтобы возникла почва для подобной интриги. Сам чемпионат находится не на таком высоком уровне, чтобы был смысл решать исход игры не по-спортивному. Допускаю, правда, что если какая-то команда очень хочет выиграть, она может выйти на отдельных игроков соперника. Таких я из своего коллектива выгнал.
В любой футбольной команде Латвии может сложиться похожая ситуация. Совсем недавно за участие в тотализаторе из ФК "Вентспилс" были отчислены три игрока (это игроки национальной сборной, между прочим). Их вина доказана не полностью. Истинное объяснение подобных скандалов заключается в том, что если кто-то может сделать команду лучше, чем "Сконто", ему с вероятностью 100% будет объявлена война.
Я очень уважаю "Сконто". В Латвии ни один клуб не воспитывал столько сильных футболистов — Марьян Пахарь, Андрей Рубин, Марис Верпаковскис, Юрий Лайзан, Александр Цауня и др. Но клуб — это одно дело, а его нынешний тренер — другое. Не исключаю, что он, обладая большим влиянием на владельца рижской команды и по совместительству президента Федерации футбола Латвии Гунтиса Индриксона, убедил федерацию, что "Динабург", якобы, нечестная команда.
Тренер "Сконто" англичанин Пол Эшуорт, когда мы в прошлом году стали догонять его команду в турнирной таблице, начал разговоры о том, что, мол, "Даугава" специально отдаст игру "Динабургу". Только с появлением в латвийском футболе Эшуорта в адрес конкурирующих клубов посыпались обвинения в организации "договорняков" — этот человек нацелен на создание различных интриг.
Странно или нет? Реакция на письмо УЕФА, в котором были изложены подозрения по играм "Динабурга", поступила в ФФЛ 14 сентября. Но огласка этого факта случилась несколькими неделями позже. Уверен, что письмо могло оставаться "под сукном" и месяц, и полтора. До тех пор, пока не стало выгодно его извлечь на свет. Движение пошло после того, как положение "Сконто" в чемпионате ухудшилось, а реально побороться с ними за третье место могли только мы. Более того — мы мешали им вступить в борьбу за чемпионство.
В "Сконто" уверены в своей будущей победе над лиепайским "Металлургом" (18 октября) и были уверены, что мы одержим верх над "Блазмой" (матч должен был пройти 11 октября). Мы хорошо играли против "Сконто" два последних года. Говоря по футбольному, они перестали "видеть мяч" против нас. Перед предстоящей игрой "Динабург"-"Сконто" Эшуорт, полагаю, на 99% был уверен, что увезти очки из Даугавпилса не получится. Но наши клубы так или иначе должны были разбираться между собой. В преддверии этих решающих матчей и было опубликовано письмо, ставшее для ЛФФ поводом для дисквалификации. Теперь у "Сконто" на 80% больше шансов победить в чемпионате.
Мэр Вентспилса Айвар Лембергс как-то сказал: зачем, мол, помогать баскетболу, если в футболе при попадании национального чемпиона на еврокубок затраты окупаются в два раза больше? Минимальная зарплата топ-баскетболиста в Латвии сейчас $ 10 тыcяч, зарплата футболиста — $ 1,5 тыс. евро. Чемпионство в футболе меняет ситуацию кардинальным образом, оно очень дорогого стоит. Поэтому не удивляет нынешняя "большая политика" "Сконто" — мы были единственной командой, которая могла отобрать у них очки.
Сейчас говорят, что Пертия и Гаврилов — враги футбола. С полным правом могу говорить только за себя, но вспомните, что сделал президент "Динабурга" Олег Гаврилов, который содержит команду 14 лет! Дума никогда не была способна помочь большими деньгами, а клуб 13 лет участвует в розыгрышах еврокубков.
Когда я еще играл за "Диттон", произошел один показательный случай. В 2005-м году "Диттон" хотел попасть в Высшую лигу национального чемпионата. Была назначена переигровка между "Диттоном" из 1-й лиги и "Олимпом" из высшей. Не секрет, что "Олимп" — фарм-клуб "Сконто". Владислав Дриксне (владелец "Диттона" — прим. ред.) отправился к Индриксону с предложением допустить к участию в Высшей лиге еще одну команду. Он сказал буквально следующее: "У нас нет шансов в игре с "Олимпом", нам не пройти через переигровку. Но у нас есть возможности и средства для поддержания команды на уровне премьер-лиги. Футболу это только на пользу". Президент ЛФФ категорически отказал.
А мы приехали в Ригу и выиграли у "Олимпа" 2:0. Все произошло честно и в спортивной борьбе. Я тогда забил решающий гол. Даугавпилс ликовал. Было совершено три великих дела. Первое: мы пробились в премьер-лигу. Второе: обыграли систему, которая была против нас. И, в-третьих, Даугавпилс, благодаря первым двум пунктам, увидел у себя таких известных всему футбольному миру людей, как Сергей Юран, Сергей Кирьяков, Дмитрий Кудряшов… Разве после этого Пертия может быть врагом футбола?!
По городскому футболу нанесен очень серьезный удар. Недоброжелатели есть у нас и в Даугавпилсе, фамилий называть не буду — близкий к футболу круг их знает. Людям, которые поддерживают этот скандал, не удастся создать на месте "Динабурга" хорошую команду. Если начинать с нуля, на это нужно время, это непросто.
Нет большего счастья для профессионала, чем достижение вершины. Я всегда хотел, чтобы болельщики спидвея, заполняющие до отказа трибуны стадиона, после гонки бежали на футбол и также поддерживали своих ребят на зеленом газоне. Искренне рад за спидвей — значит, город живет спортом. И мы в своем виде спорта были обязаны сделать хорошую команду, которая приносила бы Даугавпилсу радость побед.
Я готов покинуть Латвию — что поделать? Каждый футбольный тренер и игрок в любой момент готов к перемене места — это такая работа. Но для меня самое главное сейчас — добиться оправдания. Пока у ребят горят глаза, пока на губах свеж вкус побед, нужно держать удар. Ведь все эти разговоры о тотализаторе — вымысел".