Главное — не перекармливать
Альбом называется "С чувством родины во сне" и представляет собой переводную версию одноименной латышской пластинки. Концерт 17 октября в Доме Конгрессов станет не первой встречей Миелавса с русской публикой — летом он выступил с этой программой в Новом зале Оперы, и зрители восприняли ее на ура. Возможно, сыграло свою роль то, что камерная атмосфера зала идеально гармонировала с приглушенной лирикой альбома (романсы, баллады). Посмотрим, как воспримет выступление широкая аудитория. Кстати, советуем учесть, что возможность услышать Айнара Миелавса со сцены выпадает не часто.
— Это нормальное желание любого художника — выступать чаще и получать от этого удовольствие и в то же время дарить удовольствие зрителю, — говорит Айнарс Миелавс. — Но поскольку Латвия — страна небольшая, а себя как художника девальвировать тоже не хочется, приходится ограничиваться двумя большими концертными сериями для латышской аудитории в год. Есть артисты, которые каждую пятницу- субботу колесят по Латвии, и в конце года оказывается, что в одних и тех же клубах они успели побывать по 5-6 раз. Это, как навязчивая реклама, быстро надоедает. Лучше, чтобы тебя немножко не хватало, чем перекармливать.
Лично у автора этих строк после прослушивания альбома возникло двойственное ощущение — с одной стороны нежнейший вокал порой с явным "закосом" под БГ (радует, что Миелавс поет практически без акцента), интересные инструментовки, с другой — лирика, переведенная с латышского на русский, вызывает некоторое чувство неловкости, будто автор сам не всегда понимает, о чем поет.
На стыке кантри, фолк и авторской песни
Стиль, в котором записан новый альбом, сам автор определяет так:
— То, что я делаю, русские называют авторской песней. В мире это охватывают два английских названия — alternative сountry и contemporary folk. То есть нетрадиционная музыка (не простой кантри, фолк), но и не прямой рокн- ролл. Музыка со смыслом. Самые яркие художники — Боб Дилан, из новых — замечательный гитарист Райан Адамс, его чрезвычайно высоко ценят критики, думаю, у него большое будущее. Сочиняя песни, я вообще не знаю заранее, в каком стиле они получатся. Потом смотрю на это со стороны и пытаюсь определить, что вышло. Тогда и придумываю, что ответить, когда будут спрашивать о стиле и жанре.
Объяснять, о чем его песни, Миелавс не любит, говорит "что хотел, то и спел":
— Меня удивляли в детстве телерепортажи с открытия выставок, когда художники вынуждены были из вежливости объяснять, что хотели сказать. Я считаю, что настоящее искусство не требует объяснений — каждый человек сам ставит оценки. Поэтому ничего не планирую — искусство или есть, или его нет. Я не могу сесть и придумать: оденусь так-то, спою для того-то. Хотя и знаю, что вся попсовая культура держится на подобном расчете, у кого расчет лучше, тот и побеждает. Да и в роке всегда найдется дурной пример. Но искусство либо идет от души, либо нет.
Музыка и бизнес
Миелавс не скрывает: концертная деятельность — не единственный источник дохода. У него два музыкальных магазина Upe (последний открылся совсем недавно), о которых меломаны отзываются с восторгом, потому что здесь можно встретить редкости, которых нет больше нигде. Он ведет несколько программ на Радио SWH. На счету его студии звукозаписи Upe уже 45 дисков, в том числе — замечательная коллекция народной музыки (это направление называют world music).
Кроме того, студия Upe представляет в странах Балтии интересы группы "Мумий Тролль" и сейчас занимается распространением их нового альбома "Меамуры", который раскупается как горячие пирожки. Миелавс, пожалуй, единственный в Латвии музыкант, который всерьез занимается продвижением современной народной музыки. По его мнению, самые интересные сейчас исполнители в этом жанре — группа Ilgi и Бирута Озолиня. Но он считает, что в Латвии немного музыкантов, активно занимающихся этим направлением.
"А как же многочисленные хоры, праздники песни, ведь латыши сами называют себя поющим народом?" — удивляемся мы. "В хоре петь — это одно дело, другое — уметь обрабатывать эту музыку, делать аранжировки", — отвечает Айнар. Он полагает, что мы в Латвии плохо ориентируемся в этом направлении:
— Здесь не может быть новых тенденций, world music не покоряется искусственно созданной моде. Со временем меняется лишь пристрастие к определенным странам — сейчас котируются африканские страны, особенно Мали, пару лет назад были популярны кубинцы. После приезда Сезарии и у нас культовой может стать музыка Кабо Верде. Кстати, интересную этническую музыку можно найти в новом магазине на ул. Вальню.
По словам Миелавса, его магазин отличается от других тем, что напрямую работает с разными звукозаписывающими компаниями, специализирующимися на world music. Поэтому здесь и появляются диски, которых не купить в другом месте в Риге.
Другое направление, которым занимается Upe, — это поп и рок, к этой музыке Айнар причисляет себя и несколько молодых групп. Есть еще серия Upе classics, среди недавних релизов этого направления Миелавс выделяет два альбома. Один — георгианские песнопения De Angelis, исполненные не а капелла, а в современной ненавязчивой аранжировке. Другой — Odi et Amo — проект композитора Угиса Праулиньша и хора мальчиков Домского собора. И, наконец, недавно появился проект Upe ambient. Вся эта музыка записывается здесь, причем проекты себя окупают (диски стоят 7 — 8 Ls). Но без помощи фонда Kulturkapitala было бы тяжело.
"Мумий Тролль" по дешевке
Кстати, по самой низкой цене (3,5 Ls) продаются диски "Мумий Тролля". "У нас не было выбора, пришлось ставить цену российского рынка, изначально заниженную в целях борьбы с пиратским движением", — объясняет эту ситуацию Миелавс.
— Весь творческий этап сочинения песен, которые попали в альбом "Меамуры", проходил в Сигулде. "Тролли" приезжали в течение года 3-4 раза. Мы очень довольны сотрудничеством. Почему "Тролли" так привязались к Латвии, поинтересовались мы у Миелавса. И клипы здесь снимают, и музыку записывают, а Лагутенко одно время чуть вообще не поселился в Риге.
— Я считаю, Латвию есть за что любить. Я сам ощущаю привязанность к Латвии, когда возвращаюсь, скажем, из той же Москвы. С профессиональной точки зрения наша студия удовлетворяет технические запросы группы такого уровня. За все остальное не могу отвечать. Очевидно, что Илья любит сюда возвращаться, что ему нравится Рига, нравятся латвийские девушки. Кстати, он приедет сюда в конце ноября — спросите у него самого.
Миелавс признается, что не слишком следит за русской музыкой, и поверхностно знаком с творчеством "Троллей", но то, что они делают, ему до сих пор интересно.
— Я думаю, что Илья чрезвычайно одаренный поэт, и стихи его я бы поставил на первое место. Нравится, что он стал меньше мяукать и больше петь в последнем альбоме. С чисто музыкальной стороны — тут не к чему придраться. Особенно, если сравнивать с музыкой, которая издается на латышском языке. Напоследок мы задали Миелавсу вопрос о том, как он относится к проведению в Латвии конкурса Евровидения. Вот что он ответил:
— Думаю, важны даже не столько финансовые доходы, сколько то, что больше людей узнают о Латвии. У этого конкурса сотни тысяч поклонников по всей Европе, а в Германии — уже целое народное движение. Если это сделают на профессиональном уровне — для страны будет большой плюс. Но с искусством это практически не связано. Я бы сравнил Евровидение со спортивными состязаниями — с акробатикой или цирком.