1. Все свое ношу с собой
Под страшным словом "парурез" скрывается боязнь мочеиспускания в присутствии других людей. В той или иной степени это расстройство присуще довольно большому числу людей, которые испытывают острый дискомфорт при необходимости справить нужду в публичном месте. Однако одно дело когда присутствие построенного человека в соседней кабинке просто "напрягает", а совсем другое, когда мочевой пузырь, кажется, сейчас лопнет, а процесс все равно "не идет".
Одним из пионеров изучения этой проблемы является русский психиатр Владимир Бехтерев, который еще в начале XX века наблюдал пациентов с данным расстройством. Но всерьез внимание на парурез обратили лишь в середине прошлого века. Сегодня на Западе это вполне официальная болезнь — при наличии "справки от врача", в США, например, страдальца или страдалицу могут освободить от обязанностей присяжного, а в Великобритании позволить не сдавать мочу во время медицинских тестов.
В общем, если вы один из тех, кто лучше будет терпеть до дома, чем сходит в туалет в публичном месте, знайте — вы такой не один. Лечение подразумевает наличие нескольких друзей, которым вы можете довериться и с которыми согласны вместе ходить в туалеты разной степени наполненности и публичности. Кроме того, друзья (или подруги) каждый раз должны подходить к вам всем ближе и ближе…
2. Ногти на обед, завтрак и ужин
Если ваш ребенок постоянно и несмотря ни на что, обкусывает ногти, не спешите бить его по рукам линейкой, обмазывать пальцы соком алоэ или подвергать другим издевательствам в том же духе. Отведите к врачу, ибо вполне вероятно, что он или она страдают онихофагией или навязчивым обкусыванием ногтей. Некоторые взрослые тоже подвержены этой "особенности характера", причем не сказать, что компания совсем уж постыдная. Так, среди знаменитостей в "заточке" ногтей зубами замечены Бритни Спирс, Жаклин Кеннеди, Ева Мендес и Фил Коллинз.
В принципе, в легкой форме этого заболевания нет ничего страшного, если только вас не страшат косые взгляды, которые могут бросать окружающие. Однако в особо запущенных случаях пациент может уродовать себе пальцы и серьезно вредить деснам.
От онихофагии существует множество методов лечения, самый жестокий из которых заключается в том, что больному предписано носить "капу", как у боксеров. Сурово, но эффективно.
3. Четыре печальные свадьбы и смешные, до жути, похороны
Расстройство вынужденного проявления эмоций — заболевание с длинным названием (в англоязычной литературе — involuntary emotional expression disorder (IEED)). Суть его сводится к тому, что человек внезапно начинает истерично смеяться над тем, что совсем не смешно или душераздирающе рыдать над тем, что не так уж грустно. Как правило, легкие формы этой болезни воспринимаются окружающими с пониманием — чувство юмора оно такое, у всех разное. А что до выражения горя — ну так, может быть, у человека больше причин горевать, чем у всех нас вместе взятых?
Однако в особо запущенных случаях IEED может проявляться и другим образом. Например, вы ругаетесь со своей лучшей половиной и вдруг начинаете истерично хохотать. Или присутствуете на похоронах и не можете согнать с лица улыбку. Или пришли на шоу комика, но каждая его шутка заставляет вас заливаться слезами.
Кроме того, у этого заболевания есть еще одна форма, которая даже получила отдельное название — катагеластицизм. Это когда человек испытывает острое наслаждение, высмеивание неудачи других. Некоторые выходки доктора Хауса, кажется, предстают в другом свете, правда? Кстати, есть и еще один довольно известный человек, который, возможно, страдал от IEED —про Стива Джобса известно, что он мог чрезвычайно легко расплакаться, шокируя собеседников.
4. Бесчувственные чурбаны (и чурбанки)
Трудность распознавания и описания собственных эмоций — так официально расшифровывается название психического заболевания "алекситимия". Или, если вам так больше нравится — "бесчувственный чурбан". Ведь именно так несчастные подруги больных алекситимией (да, среди них подавляющее большинство — мужчины) называют своих парней и мужей.
Хоть немного (а кто-то — много) от этой болезни страдают почти все, однако острой формой, при которой больной действительно не способен что-либо чувствовать и, тем более, выразить словами — около 10% населения планеты. Шокирующая цифра, ведь если предположить, что мужчин и женщин по 50%, то получается, что от алекситимии серьезно страдает 15-18% мужчин!
Узнать, больны вы или нет, достаточно просто — те, кто действительно нуждается в лечении, почти начисто лишены воображения. Что до лечения, то официально рекомендуемым способом является терапия… обниманием со своей второй половинкой. Если, конечно, больному (или больной) еще есть с кем обниматься.
5. "Громко чавкал за столом…" (из признания убийцы)
Некоторые звуки действительно раздражают — фанатов звука скрипа ногтей по доске, вилки о стекло и, особенно, электродрели в 2 часа ночи за стенкой в мире не очень много. Однако бывает так, что дикую, безумную, неконтролируемую ярость вызывает, казалось бы, вполне обычный звук. Например, звук чавканья или лопающегося пузыря из жевательной резинки. Или даже звук чихания.
То есть, раздражаться время от времени от обычных звуков, особенно если тот, кто их делает, делает это с особым усердием и цинизмом (велики шансы на то, что ему 12 лет и он ваш сын или дочь) — это вполне нормально. А вот если вы способны кинуть в голову коллеге, который просто внезапно чихнул, папку с документами и потом долго извиняться и не понимать, что это от вас нашло — то вам к врачу. Пусть лечит от мизофонии или "непереносимости определенных звуков".
Кстати, если это коллега противоположного пола, то наблюдательные сослуживцы могут сделать далеко идущие выводы. А все потому, что вспышки ярости по отношению к источнику неприятного звука тем более острые, чем более теплые чувства к нему питает больной.
6. Да пошли вы все… со своими приказами!
Оппозиционно-вызывающее расстройство, это когда вы человеку "сто", а в ответ всегда: "двести". Чтобы вы ни сказали ему делать, ответом вам будет лишь средний палец руки или, как минимум, фига в кармане. Говорите, "некоторые просто не могут подчиняться"? Верно — не могут, но это не особенность характера, а психологическое расстройство, которое нуждается в лечении. И мы говорим здесь не о привычке ставить под сомнения приказы вышестоящих, а действительно серьезные проблемы — вплоть до того, что если во время пожара человеку прикажут бежать налево, он побежит направо.
Более всего (в, примерно, 20% случаев) от оппозиционно-вызывающего расстройства страдают дети (хотя кто еще больше страдает — ребенок или его родители и учителя — еще вопрос), но встречается это заболевание и у взрослых. Нет, "дать ремня" лечит его плохо, особенно в случае со взрослыми, причем это не фигура речи — насилием эту проблему не решить. Кто не верит, попробуйте вылечить грипп розгами. Так что — только к врачу, благо в случае действительно тяжелой формы заболевания могут прописать не только различные терапии, но и серьезные лекарства.