Илья Козырев баллотируется в Сейм от партии "Русский союз Латвии"
Остаться сторонним зрителем санкционной феерии нашей стране не удалось. Вначале Латвия пострадала от хороших и справедливых санкций, потеряв некоторые инвестиции и довольно заметныйобъём транзита. Наиболее пострадавшим здесь без сомнения является Вентспилский порт, который теряет по полмиллиона евро ежемесячно из-за резкого падения перевалки российского угля, причём без всякой надежды компенсировать потери привлечением альтернативных грузов.
Но гораздо больший урон следует ждать от санкций несправедливых и плохих - собственно, на то они и плохие. Именно «следует ждать», потому что сейчас негативные их последствия не могут проявиться, слишком мало времени прошло с момента введения. Какие-то деньги на счетах предприятий ещё есть, чтобы выплатить зарплаты, проценты по кредитам, налоговые платежи и оплатить другие счета. Но то, что северный пушистый зверёк с ценным мехом уже подкрался вплотную, заметно абсолютно всем. Вопрос только в том, сколько, кто и когда за это заплатит.
Сколько?
Пока что объявлено, что ущерб Латвии составит 55 млн евро. Посчитали его, просто механически, переписав стоимость экспорта в Россию, затронутого санкциями. Но очевидно, что только неполученной экспортной выручкой производителя ущерб не ограничится, мультипликаторный эффект в экономике пока никто не отменял. С этих денег слишком много кто кормится и их неполучение нанесёт дополнительный ущерб сопутствующим областям, через них бюджетам всех уровней и в конечном счёте населению.
Пострадает, например, транспорт – обычно от цены экспортного груза стоимость перевозки может составлять 5-10%. Если примем в среднем 7%, то убытки транспортников можно оценить в 3,5 млн евро – и это только на перевозке латвийских грузов. Ведь наши перевозчики жили ещё и за счёт транзита, а под санкции попали аналогичные грузы всего Евросоюза.
До санкций довезти груз авторефрижератором до Москвы стоило примерно 1700 евро, а сколько стоит это сейчас, не известно – с 7-го августа ещё никто не ездил, все рефрижераторы стоят на приколе. Одна из фирм получила предложение отвезти какой-то рефрижераторный груз из Испании в Россию. Раньше это стоило минимум 2800 евро, а сейчас предложили 2100. Отказались, невыгодно.
Поставщики сырья. До санкций закупочная цена сырого молока доходила до 33 центов за литр, сейчас уже упала до 20 центов, что ниже себестоимости для некоторых небольших производителей. Для крупных ферм, у которых производство эффективней, запас прочности ещё есть – порог рентабельности у них 15 центов.
Коммунальщики, банкиры, строители и прочие, кого можно обобщённо назвать «сервис». Например, отменено возрождение и модернизация Валмиерского мясокомбината. Рижскому молочному комбинату «повезло» в июле получить синдицированный кредит в 25 млн евро. От кредита они скорее всего откажутся, а значит те, кто должен был на эти деньги работать – строители, поставщики оборудования, транспортники и тд – останутся без заказов.
Наверное, учитывая все перечисленные нюансы, Министерство экономики пересмотрело прогноз роста ВВП с 3,5 до 2,5%, что соответствует недополучению латвийской экономикой 230 млн евро, а вовсе не только 55 млн экспортной выручки.
Кто?
За всё заплатит в конечном счёте население, кто-то напрямую, кто-то опосредованно. Напрямую и сразу пострадают те, кто потеряет работу в затронутых санкциями отраслях. На начало года в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и сфере транзита у нас было занято около 85 тыс человек. Увольнение даже 10% от этого количества существенно повлияет на уровень безработицы – сейчас зарегистрированных безработных 97 тыс человек при уровне безработицы 9,9%.
Предполагаемая потеря 8,5 тыс рабочих мест не являются катастрофой в целом для Латвии, но заметные увольнения или закрытие предприятий в таких городах, как Лимбажи, Резекне или Смилтене, где собственно и располагаются сельскохозяйственные и пищевые предприятия, станут серьёзным ударом для их бюджетов. В следствие чего потребуется перераспределение средств из фонда выравнивания, что почувствуют города-доноры, а у них свои проблемы – например, бюджет Вентспилса из-за вышеописанных проблем порта недополучает ежемесячно 50 тыс евро. Статистики по Риге мы не знаем, но можно предположить, что Рижский порт и рижский бюджет тоже понесут потери.
Госбюджет мало того, что будет хуже исполнен из-за уменьшения налоговых поступлений, так будет ещё вынужден помогать предприятиям налоговыми льготами и субсидиями. Это неизбежно отразится на бюджете будущего года, разумеется, в сторону сокращения - привет медицине, образованию и прочей скучной ерунде.
Когда?
Совершенно очевидно, что серьёзных проблем нам до выборов увидеть ни в коем случае не позволят. Владельцы крупнейших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий либо уже являются членами правящих партий и их спонсорами, либо мечтают стать правящими партиями, как Зелёные и Крестьяне или Vienoti Latvijai.
Для правящих признать, что их политика довела до серьёзных проблем, означает почти стопроцентную гарантию проигрыша выборов. А для мечтающих стать правящими критика ныне правящих по этому вопросу сопряжена с риском получить в ответ обвинение в отсутствии патриотизма, измене делу ЕС и НАТО и, в конце концов, в прорусскости, что для партий, ориентирующихся на латышский электорат, смерти подобно - во всяком случае они так думают.
Поэтому никаких попыток критики от конкурентов Единства и националистов мы не слышим. Компания бывших премьер-министров из Vienoti Latvijai пожелали было дать правительству советы, как справиться с кризисом (защищать рынок, привлекать гарантии, стимулировать потребление, следить за демпингом, восстановить интервенции - и ничего прорусского, типа отмены санкций), но были вежливо посланы и тихо удалились.
За эту вежливую сдержанность конкуренты рассчитывают гарантированно получить для своих предприятий компенсацию санкционных потерь от правительства, которой, как выяснилось, на всех не хватит. И, скорее всего, получат, потому что демонстративные увольнения накануне выборов никому не нужны.
Учитывая, что выборы в Сейм состоятся в субботу, 4 октября, сообщения о закрытиях, увольнениях и банкротствах следует ждать не раньше понедельника, 6 октября. Но после этой даты такие новости ни на что повлиять уже не смогут, да и не должны они волновать население одной из самых богатых стран в ЕС.