Перед голосованием все политические силы представили обществу своих кандидатов на пост председателя правительства. Как показывает практика, ни одному из них пост премьера не гарантирован, так как обычно кадровые вопросы решаются путем интриг и тайных переговоров. И все же, официальные "локомотивы" партий являются индикатором, своеобразной лакмусовой бумажкой латвийской политики.
Анализ списка кандидатов показывает, что в ближайшие четыре года Латвии не приходится рассчитывать на принципиально новый стиль руководства правительством. Для оптимистов это означает стабильное развитие без резких движений, для пессимистов — стагнацию, кадровый застой и полную утрату интереса к политике. Итак…
Юрис Пуце. Это не Репше
Однако выборы Европарламента показали, что надежды не оправдались. "ДРЛ" попыталась объединиться с кем-то еще, но это ни к чему не привело. Пришлось ограничиться малым — заменой кандидата в премьеры. Вместо Репше выдвинули Юриса Пуце, бывшего чиновника Министерства экономики.
Естественно, Пуце не обладает и половиной харизмы своего соратника, зато за ним не тянется такой шлейф скандалов.
Андрис Оролс. Уличный трибун
С чем только ни боролась команда Оролса — и с еврейским капиталом, и с ограничениями референдумов, и с введением евро. Увы, пока титанические усилия этих ребят не увенчались успехом.
Правда, бесплатное эфирное время на LTV может дать свой эффект — возможно, впредь акции Оролса будут собирать чуть больше сочувствующих.
Анрийс Аумалис. В тени Верховной матери
Надо полагать, Аумалис на посту премьера будет внимательно прислушиваться к советам неформального лидера партии — целительницы из Вентспилса Аниты Пукалевой, которая именует себя не иначе как "Верховная матерь".
Невольно напрашиваются аналогии с Кашпировским и Чумаком, но, скорее всего, потенциал Аумалиса (даже при сверхъестественной поддержке Пукалевой) не столь велик.
Лаймдота Страуюма. То же самое
За последние полгода Страуюма, бывшая чиновница и экс-министр земледелия, на 100% оправдала образ "технического премьера".
Напомним, что после вынужденной отставки Валдиса Домбровскиса "Единству" было крайне сложно отыскать нового премьера, который был бы готов порулить правительством до выборов.
После долгих препирательств с президентом политики все же назначили на вакантную должность Страуюму. Кстати, еще в январе она уверяла, что будет работать на этом месте только до выборов, мол, политических амбиций у нее нет. Оказалось, все-таки есть.
Сравнительно высокий рейтинг Страуюмы сделал выбор партии в ее пользу неизбежным. И вот — она снова кандидат в премьеры. Отличный выбор для тех, кто не любит резких движений и доволен предыдущим стилем руководства.
Майя Радзиня. А кто это?
Кстати, Радзиня в своей сфере пользуется большим авторитетом. Она возглавляет ассоциации радиологов, ультрасонографистов и молодых врачей, а также входит в правление Общества врачей. При этом практикует в больнице Страдыня и преподает студентам. Наверное, стоит пожелать кандидату оставаться на своем месте, что, в общем, и так неизбежно.
Роберт Зиле. Европейский финт
Несомненно, на всех предвыборных дебатах Зиле смотрится убедительно, демонстрируя хорошие знания экономики и, естественно, несгибаемый "национальный хребет". После того как Байба Брока объявила об уходе из политики, выбор в пользу старика Зиле был логичным.
С другой стороны, крайне маловероятно, что Зиле, недавно переизбранный в Европарламент, променяет доходное и стабильное кресло в Брюсселе на незавидное место премьер-министра Латвии. С точки зрения здравого смысла, у него для этого просто нет мотивации. Кроме патриотизма, разумеется. Так что, выдвижение Зиле выглядит как финт. Не стоит удивляться, если после выборов на переговорах всплывут совсем другие кандидатуры.
Мартиньш Бондарс. Иллюзия новизны
На самом деле, Бондарс относится к политической элите страны не в меньшей степени, чем правящие политики, которых он критикует. Кандидат в свое время возглавлял Канцелярию президента Вайры Вике-Фрейберги, а этот пост предусматривает активные политические консультации со всеми власть имущими. Затем Бондарс стал руководителем Latvijas Krājbanka, а до недавних пор он фактически входил в число сторонников партии Репше.
И все же, Бондарс какое-то время был вне активной политики. С учетом его связей он мог бы стать премьером, приемлемым и для конкурирующих партий. При условии, что "регионалы" вообще попадут в парламент.
Янис Борданс. Национальнее националов
Янис Борданс получил широкую известность как министр юстиции, попытавшийся ограничить полномочия профессиональной касты администраторов неплатежеспособности.
Правда, по официальной версии, из VL-ТБ/ДННЛ его выгнали за раскольническую деятельность. Сам Борданс это, естественно отрицает.
Как лидер Новой консервативной партии, обладающей низкими рейтингом, Борданс не был допущен на большинство теледебатов.
В последние месяцы политик запомнился, пожалуй, лишь жалобами на несправедливую участь мелких партий, которых не слишком охотно пускают в эфир. Шансы, что он станет премьером, близки к нулю.
Мирослав Митрофанов. Без претензий
Митрофанов хорошо знаком русскоязычным избирателям по "запчеловским" временем. Правда, после поражения на прошлых парламентских выборах он редко появлялся в СМИ.
Главный вопрос для "РСЛ" — не должность премьера, а преодоление пятипроцентного барьера. Рейтинги ничего хорошего не сулят, но выборы Европарламента показали, что голосование может принести сюрпризы.
Нил Ушаков. Неизбежный выбор
Туманные намеки руководства "Согласия" на привлечение неких "новых" лиц оказались лишь разговорами. Партия не рискнула экспериментировать, выбрав протоптанную дорожку.
Нил Ушаков уже несколько лет является одним из самых популярных политиков Латвии. К тому же, в отличие от многих своих соратников, он приемлем и для части латышских избирателей.
Нужно отдать Ушакову должное — в плане общественных отношений у него все в порядке. Умелые пиар-ходы в сочетании с популярной социальной политикой обеспечивают ему неизменно высокую популярность.
Однако и тут свою роль играет "фактор Зиле". Как и кандидат "националов", Ушаков не слишком заинтересован менять стабильное место мэра Риги на шаткое кресло премьер-министра. Тем более, что шансы "Согласия" войти в правительство, как всегда, невелики.
СЗК: Айвар и другие
В начале гонки руководство СЗК заявило, что премьером готовы стать Улдис Аугулис, Раймонд Вейонис и Янис Дуклавс. Мол, кто из них будет популярнее на момент создания правительства, тот его и возглавит.
Видно, в ходе кампании СЗК убедился в неэффективности своей позиции. Поэтому за полторы недели до выборов "зеленые крестьяне" пригласили своего союзника Айвара Лембергса снова стать кандидатом в премьеры.
Естественно, мотивация Лембергса переходить на работу в правительство близка к нулю. Но его огромная популярность может подбросить СЗК несколько процентов дополнительных голосов.
Правда, шансы возглавить правительство есть и у Аугулиса, и у Дуклавса, и у Вейониса. Но это после выборов, а пока СЗК нужен кто-нибудь поинтереснее.
"Едины для Латвии": выбирай на вкус
Аналогичный подход выбрала и партия Айнара Шлесерса "Едины для Латвии", который собрал под одной крышей пеструю компанию бывших политиков.
Новый проект Шлесерса — "темная лошадка", которая пытается вырваться вперед, рекламируя "опыт" и "умеренность". Возможных премьеров тут хоть отбавляй — и сам Шлесерс, и Янис Страуме, и Ивар Годманис, и Айгар Калвитис, и даже бывший вождь "ЗаПЧЕЛ" Янис Юрканс.
Шансы "команды ветеранов" невелики, но даже при прохождении в Сейм она вряд ли сможет потеснить более крупных конкурентов. Максимум, на что могут рассчитывать Шлесерс и Ко, это пара министерских портфелей, но никак не премьерство.
Ингуна Судраба. Одинокий мессия
Наконец, лидер No sirds Latvijai Ингуна Судраба, выступающая в роли предвыборного мессии.
Шансы бывшего госконтролера возглавить правительство были бы велики в том случае, если бы ее партия претендовала на победу или хотя бы второе место. Другие правящие силы не смогли бы игнорировать успех Судрабы, им пришлось бы вовлечь ее в переговоры. Но NSL на выборах не победит. Скорее всего, партия получит небольшое представительство в парламенте, а для притязаний на премьерское кресло этого мало.
К тому же, Судраба сократила свои шансы, зарекомендовав себя как безжалостный критик нынешней коалиции. Вряд ли ее слова после выборов будут забыты.
И все же, если "железной Ингуне" удастся выдержать испытание оппозицией и создать на базе своего предвыборного проекта действительно сильную партию, когда-нибудь она может стать премьером.