И это не смотря на то, что вот уже два года в комиссии "маринуется" схожий законопроект, который был разработан при моем участии и передан на рассмотрение. Он предусматривает не только присвоение статуса ветеранам Второй мировой войны, но и пособия. 27 мая законопроект был одобрен в первом чтении на комиссии, но председатель комиссии И.Мурниеце умышленно не дала ему ход.
В альтернативном законопроекте пособие ветеранам не предусмотрено вообще, а статус и нагрудный значок полагается только гражданам Латвии, которые "боролись против военных формирований Советского Союза или нацистской Германии". Не полагается почетный статус участвовавшим в репрессиях и служившим во внутренних войсках, истребительных батальонах только Советского Союза. То есть все добровольцы-легионеры Ваффен СС, члены СД, гестапо, Абвера, полицейские истребительные батальоны достойны, по мнению авторов законопроекта, получить почетный статус и значок "за заслуги перед Латвией". Значительная часть бойцов Антигитлеровской коалиции, партизаны, из числа потенциальных получателей статуса исключены.
Присваивать статус, по мнению авторов, могут только три "доверенные" организации, представляющие ветеранов, воевавших на стороне нацистской Германии. Ни один представитель от стороны, воевавшей в составе Антигитлеровской коалиции и освободивший Латвию от коричневой чумы, к сему Совету не относится.
Выступив с трибуны Сейма, мне удалось убедить депутатов, что этот законопроект не только не способствует примирению ветеранов, но и разжигает вражду. Кроме того, при его подготовке использована недостоверная информация, а сам текст законопроекта, возможно, имеет признаки уголовного преступления — оправдание и восхваление военных преступлений нацистской Германии военных формирований Ваффен СС, СД, гестапо, присваивая им почетный статус и награждая нагрудным значком.
Большинство депутатов Сейма, за исключением Национального объединения "Все — Латвии", проголосовало против. Это значит, что продолжится рассмотрение того законопроекта, который уже находится в комиссии два года.
Годы идут, ветераны уходят, а политики используют их для своей пропаганды и предвыборной агитации. До примирения в живых осталось…