В свете последних неприятных околофутбольных событий на стартовавшем чемпионате Европы во Франции, поучительно почитать историю, приключившуюся 16 лет назад во время ЧМ-1998 с жандармом Даниэлем Нивелем.
Тогда 16 лет назад в день матча Германия — Югославия французский жандарм Даниэль Нивель патрулировал одну из улиц Ланса. Случайно там оказались и немецкие хулиганы. Едва заметив человека в форме, они набросились на него и принялись избивать. Никакого сопротивления Даниэль оказать просто не успел.
Когда от Нивеля отстали, он уже потерял сознание и лежал в луже крови. Скорая приехала только через 20 минут, а следом выяснилось, что из-за серьезных черепно-мозговых травм Даниэля нельзя везти в больницу на машине. Требовался вертолет. Так ушло очень ценное время, и полицейский впал в кому.
Между жизнью и смертью Нивель завис ровно на полтора месяца. Придя в сознание, он не мог ни говорить, ни понимать речь близких, ни двигаться — головной мозг был задет настолько сильно, что полностью многие важные функции организма уже не восстановить.
После выхода из комы Даниэль каждый день ходил на физиотерапию, чтобы вернуть моторику, учился заново говорить. При этом у Нивеля развилась целая куча заболеваний: он ослеп на правый глаз и стал значительно хуже видеть левым; практически перестал чувствовать запахи и вкусы; у него появилась сенсорная афазия — это когда человек все слышит, но содержания слов совсем не понимает, потому что они не вызывают у него никаких ассоциаций и вообще воспринимаются как иностранные.
В общем, история получилась тогда очень шумной и в нее включился даже бывший канцлер Германии Гельмут Коль, назвавший нападавших соотечественников "позором нации". Немецкий политик не ограничился единичным заявлением, а помог организовать сбор средств для пострадавшего полицейского — в сумме набралось более 200 тысяч фунтов.
Позже немцы организовали отдельный фонд по борьбе с насилием, который получил имя Нивеля, потом пригласили его на проходивший в Германии ЧМ-2006, а затем состоялось открытие любительского турнира, также названного в честь француза.
"Германия ни разу не забыла о нас за все 18 лет, что прошли с той трагедии, — отмечает жена Нивеля и добавляет. — Однако, немецкие фанаты забрали у Даниэля самое главное — умение общаться с людьми. В тот день, 21 июня 1998 года, они уничтожили нашу жизнь. Он больше не может делать то, что раньше ему очень нравилось: не читает, не пишет, не рисует, не мастерит что-то из разных материалов, сейчас он даже не может толком держать в руках инструмент".
К слову, хулиганы, покалечившие жандарма, были найдены и получили разные сроки — от 3,5 до 10 лет тюрьмы. При этом, главный организатор избиения вышел на свободу почти через четыре года благодаря примерному поведению.
Но Германия по-прежнему делает все, чтобы у родственников Даниэля было меньше поводов для слез. Например, перед Евро-2016 Немецкий футбольный союз позвал бывшего жандарма на первый матч группового этапа — против Украины, который состоится сегодня в Лилле. Семья бывшего полицейского согласилась заглянуть на стадион, но только с одним условием — никакой публичности. Не должно быть ни тематических фотосессий, ни видеосъемок. "Мы нормальные люди, — объяснила жена Нивеля. — Стремимся исключительно к простой жизни. Лишнее внимание нам не нужно".