На портале Delfi проходит серия предвыборных дискуссий и интервью. Очередным гостем студии Delfi TV и журналиста Яниса Домбурса стала бывший заместитель начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, а ныне кандидат в депутаты Рижской думы и один из "локомотивов" Новой консервативной партии Юта Стрике.
Мы предлагаем посмотреть запись интервью, а также прочитать нашу текстовую выжимку — все самое главное, что сказала Юта Стрике за один час.
Об ответственных за коррупцию в Рижской думе…
Как известно, депутаты оппозиции за редким исключением решения не принимают — в прямом значении этого выражения — они участвуют в принятии решений, но… "Позиция" создала так называемую вертикаль власти. Руководитель создает как принципы, так и все, что происходит в его учреждении. И если руководитель или его заместитель коррумпированы, то это ясный сигнал "вниз" — я беру больше, ты немного поменьше. И это идет до самого низа.
О том, почему Юта Стрике задумалась о походе в политику…
Почему я пошла в политику и поняла, что единственный способ ликвидировать коррупцию — взять власть в Рижской думе, так это потому, что создалась аура. Аура, в которой коррупция и воровство — не порок. И это ужасно в демократической стране.
О том, согласна ли она с тем, что "десяткам людей" из Рижской думы надо быть в тюрьме, и почему…
Да, это очень возможно... Это убеждение — исходя из информации в целом в моей голове.
О том, почему Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) при Юте Стрике так мало задерживало чиновников Рижской думы…
Задержания были, и это были задержания очень ключевых людей. Если мы вспомним департамент собственности, департамент развития — те, кто принимают существенные решения, касающиеся в том числе развития города. И жилищный департамент — при том, что все говорят, что не хватает жилья, а 10 лет или больше там правит коррупция… И, например, на Центральном рынке одно и то же лицо ПБПБ приходилось задерживать дважды. Какой смысл задерживать людей, если их после этого опять устраивают? Не важно — на другой должности или как советника… Рижская дума принимает на работу мошенников быстрее, чем мы успеваем их выловить.
О том, почему, как накануне сказал Нил Ушаков, при этом никого не признали виновными в том, по подозрению в чем задерживали…
Если мы каждый раз будем говорить о том, что нам нужно решение третьей инстанции и продолжим держать на работе людей, на которых есть много доказательств… В других [государственных] учреждениях — и это нормально — когда заводят уголовное дело, заводят и внутреннее дисциплинарное дело. И в рамках дисциплинарного дела оценивают, потерял ли человек доверие работодателя, не нарушил ли он какие-то внутренние правила. А не говорят, что "мы не причем" и "ничего не знаем", и в итоге еще 3-4 года человек работает. Тот же Rīgas namu pārvaldnieks — если там был целый отдел с фиктивными сотрудниками — почему нет служебного расследования в отношении их руководителей?
О том, почему будучи депутатом Рижской думы, Юта Стрике сделает больше, чем сумела сделать в БПБК…
Правоохранительные органы могут кого-то поймать, только идентифицировав проблему… Учитывая то большое количество секретных документов [в Рижской думе и связанных с ней структурах], скрытых договоров… если мы получим доступ к этим бумагам, мы увидим, скрываются ли там деньги, есть ли там основание для уголовных дел. И качественно подготовим документы для обращения в правоохранительные органы, а также предотвратим "утечки" средств.
О трех главных источниках "утечки" из Рижской думы 220 млн. евро в год…
Rīgas satiksme, отказ от попытки перекредитовать восьмипроцентный кредит Южного моста и все большие стройки и вообще закупки в Риге. А вообще мне это напоминает вопрос прокурора перед обыском. Ну, например, известно, что вор украл десять тысяч и мы знаем, что они в его доме. Мы хотим устроить обыск и знаем, что найдем десять тысяч. А прокурор спрашивает: "А что еще вы там найдете?". Мы, возможно, при обыске в десять раз больше найдем! Но совсем точные цифры можно будет назвать, только войдя в это помещение и проведя обыск.
О том, не вернется ли Юта Стрике в БПБК, если выиграет судебное дело о восстановлении в должности…
Я хочу юридически пояснить. В иске я отозвала просьбу восстановить меня в должности. Юридически осталось только требование признать мое увольнение незаконным, что само по себе имеет значение…В ближайшие десять лет я не собираюсь возвращаться в БПБК.
О том, почему надо было идти именно в партию Яниса Борданса, который ранее был членом крупных политических партий…
Я ни в коем случае не хотела вступать в нынешние партии власти, потому что я хорошо, наверное, слишком хорошо знаю этих персонажей и их действия, публичные и не публичные. При этом надо оценивать действия каждого конкретного человека. Я очень тесно работала с Янисом Бордансом, когда он был министром юстиции. И я могу, положа руку на сердце, сказать, что я поддерживаю все решения, которые он принял, будучи на этом посту… Будучи в этих партиях, он не мирился с тем, что в них происходило.
Об отношении Новой консервативной партии, которую Стрике представляет, к гомосексуализму и трансгендеру…
Мы в первую очередь выступаем за традиционную семью, что сейчас в Латвии закреплено и в Сатверсме. Но надо быть толерантными и к инакомыслящим… Тема "прайда" (парада ЛГБТ-сообщества по улицам города — Прим. Delfi) именно в Латвии — не на Западе — используется для раскола общества… В Рижской думе, оценивая — разрешать его или нет — мы сначала посмотрим, не будет ли он в конкретном месте и конкретной ситуации нести угрозу порядку и безопасности.
О том, кто финансирует Новую консервативную партию…
Жертвуют только члены, очень небольшие суммы. Поэтому мы независимы в принятии решений. За нами нет никаких олигархов.
Об уникальном предложении рижанам…
Я хочу услышать, какая еще партия поддерживает решение ограничить азартные игры в рижских микрорайонах.
О том, как Юта Стрике собирается отнять избирателя у Нила Ушакова…
Самое плохое, что может случиться, это то, что латыш махнет на все рукой, и останется дома… [следует уточняющий вопрос Яниса Домбурса о том, что он имеет в виду "русских" и Юта Стрике поправляется] что избиратель, который не согласен с политикой "Центра согласия" и "Честь служить Риге", останется дома. Я регулярно гуляю по улицам Иманты, где живу и езжу в общественном транспорте, поэтому каждый день общаюсь с людьми. Я вижу, что русскоговорящие все больше недовольны существующей политикой — в отличие от того, что было четыре года назад.
О том, что будет, если/когда Юта Стрике придет к власти в Риге…
Мы изменим всю внутреннюю систему! Не будет так, что руководитель не знает… Знаете, господин Домбурс, я практически уверена в том, что нам не придется организовывать разные аудиты. Я уверена, что люди сами придут и покажут все… Я уверена, что в Рижской думе есть люди, которые недовольны происходящим и уже давно только и ждут прихода честного руководителя.
О том, чем не должна заниматься Рижская дума…
Наша партия очень против того, чтобы дума занималась бизнесом. Рига производит воду, растут помидоры, сейчас речь идет о муниципальных аптеках и переделе рынка вывоза мусора на следующие 20 лет… Поэтому все функции, которые можно делегировать — нужно делегировать. В рамках честной конкуренции, конечно же.
О том, как бороться с системой "откатов", когда за выигранные конкурсы "платят" пожертвованиями партии…
Если вы, как политик или должностное лицо, во всеуслышание говорите, что все делаете честно, то как вам могут дать взятку? [Следует уточняющее пояснение, что все говорят о том, что они честные, нет таких, кто призывает дать взятку] И их поведение до этого подтверждает их заявление? Мне кажется, что наш предыдущий опыт работы доказывает, что мы все делаем честно.
О том, где взять 50 млн. евро, которые, по подсчетам Яниса Домбурса, нужны для обеспечения бесплатного проезда в Риге, как обещает Стрике…
Мы не увеличим дотации, которые сегодня более 90 млн. евро, [мы урежем расходы]. Одна треть от расходов на билеты — их изготовление, распространение, система е-талонов. Если убрать все эти расходы — в которых тоже много подозрительных договоров — можно в значительной степени снизить эти траты. Не забудьте про контроллеров… И вообще, в департаменте сообщения больше всего подозрительных договоров. И не только "нановода". "Нановода" — это только то, о чем стало известно. Я уверена, что как только мы получим доступ ко всем крупнейшим договорам, мы сразу увидим гораздо больше всего.