Полиграфия "Zemgus", основанная и руководимая братьями Ласманисами, с каждым годом наращивает темп развития. В результате из небольшого предприятия, которое рассчитывалось за аренду помещений бартерными сделками, оно превратилось в производство, занимающее более 2000 м2, на котором работают 47 человек. По словам члена правления компании Эрвина Ласманиса, один из краеугольных камней успеха — продуманные решения по развитию. Все делалось постепенно, шаг за шагом.

Серия статей "Latvija var!" на портале Delfi посвящена предприимчивым людям в латвийском бизнесе, идеи которых превращаются в инновационные продукты, завоевывают экспортные рынки или сердца клиентов в Латвии. Проект создан всотрудничестве с DNB.

Еще один фактор успеха — способность основателей, братьев Ласманисов, четко распределять обязанности. Эрвин отвечает за финансовые дела, а Гунтар следит за производством. В прошлом году оборот ООО "Zemgus LB" составил более 2,5 млн. евро, а прибыль — свыше 54 000 евро. По словам Эрвина, прошлый год был "тормозным". "Мы были лучше, чем остальные, но могли быть еще лучше", — подчеркивает он, отмечая, что в год предприятие должно расти хотя бы на 15%.

85% продукции "Zemgus" реализуется на местном рынке, но планы на будущее связаны с завоеванием экспортных рынков. В данный момент создается команда "Zemgus" по продажам, которая будет напрямую обращаться к клиентам, не прибегая с помощи посредников. "Мы создадим собственный отдел продаж. Мы поняли, что, конечно, производитель всегда заработает на хлеб и колбасу, но, если хочется слой масла потолще, все-таки надо общаться с клиентом напрямую, а не через кого-то, кто снимает все сливки, а ты остаешься с сухим остатком", — считает Эрвин.

Увеличить производство упаковок


Fоtо: Kārlis Dambrāns/DELFI

Сейчас большая часть продукции "Zemgus" — это рекламные товары, в целом — около 70%. По словам Ласманисов, рынок рекламной продукции — рискованный, ведь в экономически трудные времена компании склонны сокращать подобные закупки. Также на эту часть рынка сильно влияют технологии — рекламные плакаты и буклеты все чаще размещают и распространяют в интернете. Поэтому одно из направлений, которое предприниматели хотят развивать гораздо более серьезно, это производство упаковок. "Упаковки будут нужны всегда", — уверен Эрвин.

Цель "Zemgus" — в ближайшее время увеличить производство упаковок до 30% от общего объема продукции. В покупку новых устройств за два года планируется вложить около 1,5 млн. евро. Упаковки — один из продуктов, за счет которого руководство надеется завоевать рынки других стран. Пока экспорт составляет лишь небольшую часть общего оборота, но братья надеются это изменить, подавшись в Скандинавию. "Если смотреть через призму рекламных агентств, то этот экспортный рынок крупнее, но это не клиент напрямую, это посредник. У них тут есть какое-то представительство, у агентства, которое находится в Дании. Они у нас тут размещают "Х" заказов. Если считать это, можно смело утверждать, что экспорт — 30%", — рассказывает Эрвин.

Латвийский рынок — маленький, общий оборот полиграфических предприятий здесь невелик. Исполнительный директор Латвийской Ассоциации предприятий по полиграфии Иева Бечере в качестве экспортных рынков также отмечает, в первую очередь, Скандинавию — Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, — а еще Францию. По ее словам, сотрудничество с этими странами ведется уже пять-восемь лет. У фирм, работающих на этих рынках, сформировался стабильный круг клиентов, которые им доверяют.

В латвийской полиграфии в последние годы наблюдается рост. В этом году, как и в прошлом, рынок может увеличиться примерно на 3%. "Нам стоит радоваться росту, ведь в других странах Европы происходит спад", — говорит Бечере. Отвечая на вопрос, почему оборот европейских компаний уменьшается, Бечере в качестве одной из причин приводит активность балтийских и польских предприятий. Они завоевывают экспортные рынки, постепенно вытесняя местных производителей. Многие бизнесмены из Восточной Европы улучшили оборудование. Затраты на рабочую силу здесь тоже меньше, поэтому конкурентоспособность выше. "В Скандинавии отрасль в каком-то смысле обленилась, она теряет даже внутренний рынок", — говорит Бечере.

"Ожидается крупнейший вызов, ведь в ближайшие пять лет в строительство придут большие деньги. Два миллиарда на утепление, "Akropole", "Rail Baltica". Так что, сотрудник, выполняющий простые работы, может, толкающий тачку и получающий 750 евро, потребует 1500. Получается, если у тебя затраты зарплатного фонда растут, то на экспортном рынке ты чуть слабее", — рассуждает Эрвин.

В производстве используются офсетные и цифровые печатные устройств. По словам Гунтара, у каждого способа печати есть свои плюсы и минусы. Например, бывают сравнительно небольшие изображения, которые при цифровой печати могут утратить некоторые нюансы по сравнению с офсетной печатью. Машины для офсетной печати значительно дороже. Производители цифровых устройств регулярно улучшают предложение. По словам Эрвина, в течение четырех-пяти лет технологии на рынке меняются. "Вложения в цифровые технологии окупаются быстрее", — говорит бизнесмен.

В полиграфии используется мощная техника, поэтому важно, чтобы работники концентрировались на труде, а "не сидели в телефонах", говорит Гунтар. Ошибка по невнимательности может привести к крупным убыткам. Например, печатное устройство размера В1 в час обрабатывает 10 000 листов. То есть даже ошибка, которую не замечали пару минут, может привести к повреждению сотен листов. За месяц "Zemgus" обрабатывает около 200 тонн бумаги, но примерно 3% забраковывают.

Сейчас работа на предприятии организована в две смены по 10 часов, но планируется ввести и третью. Гунтар не раз подчеркивает: важно очень внимательно следить за тем, что стоит поручать ночной смене. Каким бы квалифицированным и профессиональным ни был работник, ночью возможность ошибки увеличивается. Эрвину не слишком по душе этот способ работы, но за эту часть производства он не отвечает, приходится просто смириться, шутит Гунтар.

Распределение обязанностей и увлеченность


Fоtо: Kārlis Dambrāns/DELFI

В беседе братья не раз подчеркивают, что обязанности у них разделены очень строго: Эрвин — финансы, Гунтар — производство. "Без него я накупил бы всяких безумных аппаратов. Он просто кладет передо мной на стол цифры — смотри, брат", — шутит Гунтар, рассказывая о ежедневной работе. Иногда удается уговорить Эрвина купить какое-нибудь устройство, и это большая радость, добавляет он.

Гунтар хорошо освоил полиграфию, когда-то он также работал штамповщиком. В свою очередь Эрвин учился на факультете экономики и управления Латвийского университета. "Я мог сложить какие-то цифры, он умел штамповать. И вот, 6 ноября 2000 года, когда мы открыли предприятие, и когда интернет еще не был настолько развит, мы поняли, что в полиграфии есть деньги. И сегодня помню, как продал маленькую пачку наклеек за 150 латов", — говорит Эрвин. На тот момент его рабочий стаж составлял всего год. Тогда он трудился на текстильной фабрике "Lenta". Там же располагался первый офис "Zemgus".

В свое время на "Lenta" делали обувные стельки, для которых нужна была красивая упаковка. Это и был первый заказ. "Я побывал у брата в типографии, где видел, как он там штампует, и как все это делается. Чтобы продвигать товар на рынке, нужна нормальная упаковка. Так все началось — с упаковки", — говорит Эрвин. Братья взяли у "Lenta" в аренду первый печатный станок, сняли помещение и принялись за делу. За помещения на улице Елгавас иногда они расплачивались бартерными сделками. "Им нужны были этикетки, упаковки для стелек. Хорошо, вы нам даете помещения, а мы для вас печатаем, но денег на платим", — вспоминает Эрвин.

Сейчас типография "Zemgus" занимает помещения на 2389 м2 на Бривибас гатве. Сюда компания переехала в 2014 году. Сначала помещения не были в хорошем техническом состоянии. Пришлось вложить в ремонт сотни тысяч евро. На создание системы вентиляции привлекли софинансирование еврофондов в размере 90 000 евро. "Европа тогда покрывала 65%. Это было много. Сейчас получить от Европы такие деньги практически нереально", — говорит Эрвин.

Вентиляция действительно мощная, в помещениях почти не чувствуется запах краски. Здесь тепло, но не жарко. Как говорит Гунтар, тепло от печатной техники используется для обогрева помещений. Большая часть производства расположена в одном большом помещении, где рядами стоят устройства для печати, резки и сшивания. Офсетные печатные машины расположены по размеру, самая большая — в дальнем конце, самая маленькая — ближе ко входу. Выглядят они примерно одинаково, отличается лишь размер. Устройства создают довольно много шума, разговаривать здесь тяжело.

На одних устройствах трудится по одному работнику, на других — по несколько. В одну смену — около 30 человек. Гунтар гордится, что большая часть сотрудников работают здесь уже много лет. Кадры в компании меняются редко.

Бессмысленность госзакупок


Fоtо: Kārlis Dambrāns/DELFI

Хотя "Zemgus" регулярно участвует в государственных конкурсах на закупки, опыт у братьев неприятный. Было немало случаев, когда результаты вызывали вопросы.

В качестве яркого примера Гунтар приводит случай, когда "Zemgus" проиграл конкурс предприятию, основанному совсем недавно. Причем, работало на этом предприятии всего два человека. В итоге фирма пришла печатать госзаказ на "Zemgus", а цена была выше, чем предлагало предприятие Ласманисов. "Как такое возможно? Я продаю ему дороже, чем он продает тому предприятию. Значит, где-то что-то не уплачивается", — полагает Гунтар.

Еще братья вспоминают случай, когда в условиях конкурса было требование, чтобы у сотрудника компании было высшее образование в полиграфии. "Ближайшее место, где его можно получить, — это институт в Москве, но у конкретной полиграфии был такой работник. Ясно, что устав написан под конкурирующую фирму", — объясняет Гунтар. Чтобы улучшить ситуацию, Эрвин при Латвийской Ассоциации предприятий по полиграфии создал рабочую группу, которая разрабатывает концепцию закупок и оптимальных условий конкурсов.

Что касается опыта 17 лет работы, братья отмечают, что самым горьким уроком было сотрудничество с дебиторами. "Предоплата важна", — подчеркивает Эрвин. Это лучший способ перестраховаться. Он также уверен, что лучше работать с клиентами "напрямую, а не через агентства, которые могут исчезнуть". "Мы работаем честно и считаем, что честность — это ключевое понятие", — говорит Эрвин. На вопрос, где будет "Zemgus" через пять лет, Гунтар отвечает мгновенно: "Мы будем крупнейшим производителем упаковок в Балтии".

При этом братья допускают возможность продать бизнес. "Если бы нам предложили каких-нибудь два миллиона евро, я был бы готов на сделку", — говорит Эрвин. Правда, Гунтар тут же шутит: "Чем же тогда займешься?". "Отдохну!", — смеется Эрвин.

Почему у одних получается, а у других – нет


Fоtо: Publicitātes attēli

Марек Гураускас, руководитель Управления средних предприятий DNB banka:

„Сначала всегда трудно! Эту фразу можно отнести к чему угодно, что начинается с нуля. Мне больше нравится анализировать, почему одним удается, а другим — нет. Попытаюсь объяснить.

Существует много отраслей, где без опыта и предварительных знаний невозможно создать успешный бизнес. По-моему, к ним относится и полиграфия. Также в основе развития хорошего предприятия лежит правильное и, я бы даже сказал, дисциплинированное управление финансами. Увы, для многих предприятий это слабое звено. Иногда планы владельцев очень амбициозны, и нет никого, кто за счет цифр сделал бы этот полет более приземленным. Еще одна важная вещь для средних предприятий — это делегирование ответственности. Часто один человек хочет быть универсальным и знающим во всех сферах. В последнее время я наблюдаю, что все чаще принимаются смелые решения разделить сферы ответственности и привлечь специалистов, которые знают свое дело. На полиграфическом предприятии "Zemgus" ответственность поделена между членами семьи. У каждого там своя роль. Думаю, это важно. Каждый находится на своем месте и дает максимальный эффект для дальнейшего развития фирмы.

Диверсификация продуктов и хорошее качество — это основа не только успешного развития в Латвии, но и выхода на экспорт. Это невозможно без хороших технологий, которые могут это обеспечить. Конечно, важна цена. Себестоимость продуктов может отличаться в зависимости от вида печати. Например, офсетная печать лучше подходит для крупного тиража, а цифровая — для малых объемов. Финансирование устройств невообразимо без участия банков, ведь полиграфические устройства стоят миллионы. Поэтому часто используются не только новые, но и подержанные машины, срок эксплуатации которых довольно велик. Этот выбор идет в ногу со временем, развитием технологий и желаниями клиентов.

На основе своего опыта работы с полиграфическими предприятиями я пришел к выводу, что важно обеспечить достаточный объем запасов, в основном, бумаги и красок, которые приходится закупать в больших количествах. Замечание предприятия по поводу важности предоплаты кажется мне очевидным и с точки зрения безопасности, и с точки зрения необходимости обеспечить оборотный капитал. Банковским продуктом, решающим этот вопрос, является факторинг. Он позволяет быстрее получить деньги и доверить банку оценку своих партнеров.

Предприятие, которое сумело пройти разные экономические циклы, пережив и взлеты, и падения, несомненно, является большой ценностью для латвийской экономики. Поэтому хочется пожелать, чтобы компании удалось добиться поставленных целей развития!".

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !