В среду, 3 октября, в рамках цикла передач "За кого голосовать?" в студию Delfi TV в гости к Янису Домбурсу пришли лидеры Новой консервативной партии — Янис Борданс и Юта Стрике.

Рекомендуем посмотреть часовое интервью полностью, а ниже — избранные цитаты.

О том, что Янис Борданс и Юта Стрике, как депутаты Рижской думы, сделали за год своей работы.

Янис Борданс: "Мы занимаемся вещами, в которых, как мы видим, мы можем чего-то достичь. При рассмотрении бюджета например, где Latvijas meži были запрошены дотации — предприятию, которое в прошлом году выплатило вперед двум юристам 70 тысяч евро. Мы отклонили. Были и другие вещи, которые, как мы надеемся, в каком-то виде могут влиять. На вещах, на которые мы повлиять не можем — мы не концентрируемся (..) Мы подавали заявления и в БПБК о том же переделывании страницы Facebook Рижской думы на Ушакова. И другие тоже были, которые мои коллеги подавали. Юта Стрике может рассказать о работе в Комитете по азартным играм".

Юта Стрике: "Я действительно была на заседании комитета, на котором рассматривались решения [Верховного суда] и заседание началось с того, что позиция возражала против того, чтобы Рижская дума выполняла это решение. Нам пришлось объяснить, что за невыполнение решения суда предусмотрена уголовная ответственность и что нет никакой возможности их не выполнять. Ну, тогда они поняли, что это рискованно".

Борданс: "Я думаю, что мы как партия, развиваемся и это требует времени. Мы учимся работать, по крайней мере начали учиться работать в самоуправлениях, в оппозиции в самоуправления".

О том, почему план бюджета Новой консервативной партии был назван Советом по фискальной дисциплине "разогревающий экономику и сдувающий подушку безопасности", но лидеры партии все равно не собираются его менять.

Борданс: "Например, предприятие не развивается — не берет кредитов, не развивает свое производство, не обучает людей, не выплачивает зарплату и просто ждет, когда же оно начнет развиваться. Так не бывает, так ни одно предприятие не делает. Что делает — если нужно, берет кредит, использует прибыль и вкладывает в самые важные вещи. [В нашем случае] самое важное — разогрев экономики. Это наш план — дать людям деньги в руки. И очень важно вкладывать в науку и образование".

Об обещании избирателю сократить число министров с 13 до 8, которое, похоже, не поддерживает ни одна другая партия, а значит НКП едва ли получится его сдержать.

Борданс: "При образовании коалиции каждый проговаривает, какие вещи для него самые важные. И [в нашем случае] одним из самых важных будет — создание меньшей и более эффективной структуры государственного управления. И против этого, между прочим, ни одна партия не возражает. Мне кажется, что я умею вести переговоры.

(Следует уточняющий вопрос, что будет, если в ответ он услышит: "Да ладно тебе, тринадцать министерств тоже нормально")

Тогда, возможно, у них не получится правительство сделать без нас".

О том, сядут ли лидеры НКП за стол переговоров о создании правительства с Союзом "зеленых" и крестьян, главную скрипку в котором, по их мнению, играет Айвар Лембергс. И Борданс, и Стрике всегда и открыто критикуют мэра Вентспилса и лидера "Латвии и Вентспилсу" (одной из входящих в СЗК партий).

Стрике: "Мы никогда не будем вести переговоры с Лембергсом или его представителем (..) Никогда не будем заниматься политической торговлей".

Борданс: "Если будет возможно, мы вообще выключим СЗК из переговоров о создании правительства. Если это невозможно и нам придется выбирать между СЗК и "Согласием", нам придется во имя государственных интересов вести переговоры с СЗК. Потому что я понимаю избирателя, которого интересует, адекватны ли мы вообще и договороспособны ли. В общественных интересах… в конце концов, СЗК — это еще и "зеленая" партия, а "Латвии и Вентспилсу" — только одна партия, входящая в объединение.

Я многих подковерных вещей не знаю. Мне кажется, что "Единство" рухнуло в тот момент и по той причине, что ее правление начало, возможно, какие-то сепаратные переговоры о создании правительства. Например, неясно почему было скинуто правительство Домбровскиса и в конце концов мы пришли к правительству Кучинскиса, а значит — Лембергса.

(Следует уточняющий вопрос Яниса Домбурса: "Правительство Кучинскиса — правительство Лембергса?")

Борданс: "Я считаю, что да (..) Я уверен, что он не способен принимать решения, которые неприемлемы Лембергсу".

Стрике: "Когда за закрытыми дверями Кучинскис ведет переговоры с разными людьми, очень часто от него можно слышать аргумент "этот человек не будет министром экономики потому что Лембергс с этим не согласен, тот человек не будет работать в этой спецслужбе потому что Лембергс с этим не согласен.

(Следует настойчивая просьба, практически требование раскрыть, про кого так говорил Кучинскис)

(..) Вилнис Кирсис".

Борандс: "Теперь у нас на этом посту есть Ашераденс, а человека, который способен что-то изменить — нет".

О том, что будет делать НКП, если после выборов окажется, что надо будет выбирать между тремя, как сказал Янис Домбурс, "величинами": "Согласием", KPV LV (и прочими "новыми" партиями) СЗК/Национальным согласием.

Стрике: "Про KPV LV и ее планы мало что известно, чтобы можно было сделать такой выбор".

Борданс: "В основном мы смотрим в сторону сил, в которых нет влияния Лембергса и Шлесерса (..) Мне кажется, что немного рано спекулировать…"

(Янис Домбурс: "Ну нет, уже пора. Все же это интересно, как все дистанцируются от "Согласия", а про KPV LV говорят "ну, может быть")

Честно говоря — да (..) Но вообще это вопрос из серии "Какой палец лучше отрезать?". Я думаю, что первые дни [после выборов] уже все покажут".

***

В предвыборную неделю Янис Домбурс берет интервью у лидеров партий, чей рейтинг, согласно социологическим опросам, выше 2,5%. От каждой партии в студию приглашены два человека — кандидат на должность премьер-министра и председатель (или один из сопредседателей).

График выпусков:

Выборы в 13-й Сейм Латвии пройдут в субботу, 6 октября. В них примут участие 16 партий и политических объединений. И вот, как мы будем их освещать.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !