Несмотря на холодную весну, заядлые туристы уже прокладывают по карте будущие маршруты. Но, между прочим, путешествовать можно не только в пространстве, но и во времени. Не хотите ли совершить тур в Литовскую Советскую Социалистическую Республику?
"Призываю всех опомниться!"

Литовская ССР занимает территорию в 50 болотистых гектаров в 7 километрах от известного курорта Друскининкай. Здесь, в местечке Горас, литовский предприниматель Вилюмас Малинаускас открыл частный музей советской истории Литвы под открытым небом. Четыре года назад он выиграл государственный конкурс на проект скульптурного сада. Организаторы оценили не только оригинальную идею, но и то, что миллионер, сделавший состояние на экспорте грибов, не просил на воплощение своей задумки ни одного бюджетного лита. Соучастие государства состояло лишь в том, что оно предоставило меценату памятники советского периода в аренду сроком на 20 лет. Это казну никак не напрягало — многотонные изваяния давно были сняты с постаментов и бесхозно валялись на разных складах. Удивительно, как они вообще уцелели, — вождей и героев отливали в бронзе, а она пользовалась повышенным спросом у воришек цветмета.

Амбициозный проект Малинаускаса вызвал шквал негодования у "саюдистов" — депутатов парламента. Как только не клеймили мецената оппоненты! Все сердитые статьи общественности Малинаускас вывесил под стеклом при входе в музей — получилось 34 метра протестов. "Они нам сделали очень хорошую рекламу", — смеются работники музея. Кстати, местный умелец увековечил в дереве шаржированные фигуры самых ярых противников Малинаускаса с цитатами из их гневных филиппик. В лесопарке "Горас" этот пантеон занимает целую поляну. "Призываю всех опомниться!" — вопиет один из героев–сопротивленцев с красноречивой дубиной в руках. Но ни один из этих персонажей лично в музее ни разу не побывал.

Ни хвалы, ни клеветы

Однако тех, кто поддержал "кощунственный" проект, в стране оказалось все же намного больше. Во–первых, потому, что успешного бизнесмена Малинаускаса трудно заподозрить в симпатиях к коммунизму, ведь его отец в 40–м году, как и 360 тысяч его земляков, тоже был выслан в Сибирь. А во–вторых, идеологизированное восприятие истории в сознании народа уступило место пониманию, что слова из песни не выкинешь. "Никто не хочет ни превозносить этот период, ни надсмеиваться над ним. Мы просто хотим показать, как это было", — объясняет наш гид, молодая симпатичная литовка, которая по–русски говорит без акцента, но проводит экскурсии и на английском.

В самом деле, юное поколение литовцев проявляет поразительное невежество в новейшей истории. Экскурсовод рассказала нам о весьма показательном курьезе: десятилетний мальчик долго разглядывал самую маленькую статую Владимира Ильича (2,60 м), привезенную из Паланги. А потом задумчиво спросил гида: "Но ведь в Паланге море, пляж, а почему же он не в шортах?"

Stalyn world

Сегодня уже никто не оспаривает прозорливость Малинаускаса — музей "Горас" стал туристической изюминкой края. При его открытии собралось человек триста, а уже в августе следующего года музей ежедневно принимал по 800 туристов, немалая часть которых — иностранцы, которые просто обожают советскую экзотику. Здешний музей они окрестили Stalyn world. И это справедливо — в "Горас" выставлена уникальная бронзовая скульптура Отца народов в полный рост с неизменной трубкой. Раритет случайно нашли на одном складе в Вильнюсе в 1990 году — старые ящики задел грузовик, один рассыпался, и оттуда выпали части Иосифа Виссарионовича.

Есть и другие экспонаты, достойные удивления. Например, монументальная группа советских партизан в характерной для Прибалтики рубленой манере весит 35 тонн. При ее доставке на трейлере пришлось сменить 8 шин, а при въезде в поселок нестандартный груз оборвал линии электропередачи. Всего в "Горас" 82 монумента, которые изваяли в Литовской ССР местные товарищи за 50 лет служения их музы партии и правительству.

И Ленин такой молодой

Но открывается экспозиция напоминанием, с чего все начиналось: на рельсах стоит телячий вагон — такой, в которых людей во время репрессий отправляли в ГУЛАГ. И весь музей по периметру символически окружен колючей проволокой с вышками. Но из репродукторов звучат не окрики охранников, а лирический Бернес и "Песняры". В целом какого–то нагнетания "коммунистических ужасов" в "Горас" нет. Да, в информационном центре (длинный беленый барак наподобие казармы воинской части) есть стенды, отражающие период репрессий и сопротивления советской армии. Но тут же — витрины с орденами, медалями и почетными знаками, которыми людей награждали за ударный труд и достижения в народном хозяйстве. И эти награды были предметом искренней гордости! Под одной крышей собраны знамена и почетные грамоты победителей соцсоревнования, библиотека классиков марксизма–ленинизма, пионерская атрибутика, "красный уголок" с агитпропом и масса других узнаваемых, но безнадежно вышедших из употребления реалий недавнего прошлого. Лично у меня вызвала ностальгию станковая живопись в "Галерее советского искусства" — огромные полотна, писанные маслом, с колосящейся пшеницей, счастливыми колхозниками, чистенькими поросятами, ударными стройками и прочими картинами победной поступи коммунизма. Такие я видывала только в детстве, а детство у меня было счастливым, поэтому пафосный оптимизм соцреализма вызывает у меня исключительно положительные эмоции.

И котлета по–советски

Музей–парк расположен на берегу озера в красивом сосновом лесу. Границы его, помимо проволоки, обозначает искусственный канал. В нем разводят карпов, и летом, как нам сказала наш гид, туристы больше завороженно следят за толстобокими непугаными рыбинами, чем читают таблички у экспонатов (между прочим, подписи на трех языках, в том числе и на русском!).

А вообще в "Горас" получился удачный симбиоз — природа, познание и развлечения. На старой дрезине летом проводят розыгрыш лотереи ДОСААФ. Можно выиграть даже машину, правда… "запорожец". Самых маленьких посетителей можно "сдать" на детскую площадку, точно такую, какие были когда–то в наших дворах и детских садах, — с шинами на цепях, железными качелями и пр.

В местном общепите вам подадут борщ, котлету "советскую", "русскую кильку" и граненый стаканчик водки. Автомат с газировкой напомнит о стакане трехкопеечной воды с сиропом. В сувенирном ларьке можно купить кружку с портретом Хрущева, который стучит ботинком по трибуне ООН, выбрать чей–нибудь партийный бюстик, пионерскую пилотку и кучу других памятных вещиц, сделанных не без юмора.

Пантеон вождей как художественная мастерская

В "Горас" приезжают не только туристы, но и студенты вильнюсских художественных училищ и академии. Ведь ряд произведений монументального искусства той эпохи, если отбросить идеологию, выполнены с подлинным мастерством. Например, шестиметровый бронзовый Ленин, который стоял на главной площади Вильнюса и указывал рукой на здание КГБ. Он почти брат–близнец нашего, рижского Ильича, только без кепки в руке. Наблюдательные люди, правда, посмеиваются: Ленин, похоже, стоит в пальто Крупской — пуговицы–то с левой стороны!

Что ж, для будущих мастеров резца поучительно посмотреть не только на художественный уровень, но и на огрехи своих старших коллег. Например, один из сидящих Ильичей (таких в СССР было всего 4) так и не уехал в Кремль, для которого, собственно, и был заказан, потому что получился у автора совершенно непропорциональным — большая голова, короткие ноги и почему–то один ботинок со шнурком, а второй — без. Так и остался этот уродец в Литве, в Друскининкае, откуда переехал в "Горас". А в парном монументе Ленина и Капсукаса (литовский Сталин, как его прозвали за жестокость) скульптору по требованию худкомиссии пришлось удлинить Ильичу голени, потому что не мог же мировой вождь пролетариата быть ниже деятеля местного значения.

Не повезло и скульптуре "Четыре коммунара". На ней два молодых человека поддерживают третьего, вероятно, раненого, а третий гневно поднял руку. Стояла она в Вильнюсе недалеко от ресторана. В народе эту композицию трактовали так: ребята вышли из заведения, тащат своего перебравшего товарища и пытаются поймать такси. И надо же — в "Горас" скульптура опять оказалась рядом с кафе! Действительно невезуха.

Деликатная тема

Смешанные чувства вызывают части монумента советскому полководцу Черняховскому. Сам памятник, как и останки генерала, как известно, были перевезены в Смоленск. Но справедливости ради следует признать, что все скульптурные группы, посвященные воинам Великой Отечественной, здесь сохранены в целости, никаких следов вандализма я не заметила. Да и в комментариях гида не было и намека на пренебрежение. По поводу некоторых демонтированных сгоряча памятников литовцы теперь сожалеют. Например, прекрасная бронзовая женщина — образ матери, скорбящей по погибшим в войну сыновьям. Скульптор Вишняускас делал ее для мемориала в Алексеевке, но россияне от нее отказались — уж больно нерусский у нее получился облик. Но в общем никакой политподоплеки у этого произведения нет. Материнское горе во все времена и при всех режимах одинаково. Вилюмас Малинаускас нашел этому произведению достойное место — на холме у озера, в котором плавают белые лебеди.

На встречу с Петькой и Чапаем

В оборудование уникального заповедника советской эпохи Малинаускас вложил более 4 миллионов литов (миллион долларов). По приблизительным оценкам, музей может окупиться за 16 лет. Но вряд ли это случится, да меценат и не ставит такой цели — у него еще масса планов, и он продолжает инвестировать в свое детище. Кстати, сам он со всем своими детьми и внуками живет тут же — в усадьбе в непосредственной близости от музея.

Приехать в "Горас", бесспорно, стоит — особенно интересно будет весной. 5 апреля, в очередную годовщину музея, здесь будет большое народное гулянье — с пионерскими песнями и кострами, костюмированными представлениями: Ленин будет обращаться к народу с броневика, Петька и Чапай — рассказывать анекдоты, чекисты в кожанках — проверять документы, дружинники — штрафовать за поцелуи в общественном месте, военные будут взрывать потешные фугасы и тому подобное. В общем, литовцы расстаются с прошлым не только смеясь, но и зарабатывая при этом деньги.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !