Сказалось и психологическое давление. "Зачем нам отдавать детей в первый класс школы, которую приговорили", — сделали вывод родители. А в сентябре 2001-го под предлогом того, что в 17-й мало учеников, а латышская начальная Ridze осталась без помещений городские чиновники от образования делают следующий шаг — Ridze вселяют в 17-ю. Пока на правах соседей. Понятно было, что рано или поздно латышская начальная школа начнет превращаться в основную и соседи заявят права на всю "квартиру". По сути так и произошло.
Три месяца назад комитет образования Рижской думы подготовил проект по реорганизации 17-й школы: с 1 сентября она становится основной, то есть с 9 классами. Выпускники, желающие продолжить образование в старших классах, ищут другие школы. 17-я же постепенно "оптимизируется" и объединяется со школой Ridze. Теперь уже — основной.
Против этого решения выступили депутаты "ЗаПЧЕЛ" Иван Клементьев, Алекссандр Гильман и глава комитета социал-демократ Гунтарс Йиргенсонс. Но большинство было не за ними. Далее события начали развиваться стремительно. Руководство школы, которому не привыкать отстаивать свои права, написало письмо одному из тогдашних лидеров "ЗаПЧЕЛ" Янису Юркансу. А тот обратился с письмом к Боярсу с призывом — оставить в покое русскую среднюю школу. Вот этот документ вместе с другими и был предложен к рассмотрению депутатам — членам комитета по образованию.
– А почему мы должны реагировать на письма из Сейма? — недоумевал профессор Янис Фрейманис из Народной партии. — У нас свой план, по нему работаем.
– Это недопустимо! — вторил ему еще один незаменимый эксперт в области образования Валдис Калнозолс.
– Директор школы создает беспорядок и обращается в Сейм. Нужно проверить соответствие его занимаемой должности.
Клементьев и Гильман пытались возражать, но — бесполезно. В итоге постановили: провести выборы новой администрации школы. Участь нынешнего директора школы Макарова — под вопросом. Но самое главное: с 1 августа 17-я школа ликвидируется, ее объединяют с Ridze. Правда, обучение на русском сохраняется — школа становится двухпоточной — с латышскими и русскими классами. 10-е русские классы тоже остаются. А вот название у школы будет иное — вероятно, Basteikalns. Администрация у двух потоков тоже будет одна. Если депутатам думы удастся скинуть Макарова, на русской школе можно ставить крест. Впрочем, после начала нового учебного года и закрывать будет нечего — даже названия 17-й не останется. А реорганизация двух потоков в один в рамках новой школы — это уже дело техники.
Весной 2001-го родители школьников обратились с письмом к президенту страны Вайре Вике-Фрейберге как главному гаранту Конституции. В нем в частности говорилось: "Решение проблем латышских школ за счет русских детей и их школ не красит наше государство…" Фрейберга вмешиваться не стала. Что, впрочем, было совершенно предсказуемо. Что ж, пора депутатам ПНС и "ЗаПЧЕЛ" в Рижской думе показать чего они стоят. Тем более, что первые остались в правящей коалиции.