Хроника великого исхода
Первое громкое и официальное заявление об уходе из Юрмалы "КВН" и "Юрмалины" 13 января сдедала представитель Юрмальской думы Зане Лиете. Она также подчеркнула, что организаторы другого ключевого конкурса, "Новая волна" пока не подтвердили и не опровергли свое "неучастие".
При этом несколько часов спустя официальный представитель Александра Маслякова в Латвии Владимир Никишин заявил, что "вопрос о месте проведения фестиваля "КВН" в 2015 году отложен до первых чисел февраля", так что уход КВН пока официально не подтвержден.
Бензина в костер слухов плеснул губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который заявил о переносе "Новой волны" в Сочи. Однако, в тот же день эта информация была опровергнута исполнительным директором конкурса Игорем Ефремовым.
В начале февраля мэр Юрмалы Гатис Трукснис в интервью передаче "900 секунд" телеканала LNT прямо заявил, что в этом году "Новой волны" в Юрмале не будет. При этом, по его словам, организаторы других фестивалей, которые также отказались от проведения в этом году своих мероприятий в Юрмале, резервируют концертный зал "Дзинтари" на предстоящий год.
Наконец, вчера, 4 февраля, стало известно о том, что в этом году фестиваль Comedy Club проводится не будет, об этом через РИА Новости объявила пресс-служба Comedy Club Production.
Почему уходят россияне
Ранее, однако, министр иностранных дел Эдгар Ринкевич в интервью агентству LETA, комментируя возможный уход "Новой волны", не считал это "вопросом большой политики". "Я понимаю — есть люди, которым кажется, что МИД может запрещать или разрешать мероприятия, в том числе "Новую волну". Такие частные мероприятия не входят в компетенцию министерства. Поддерживая культурные связи со странами, я хотел бы, чтобы мероприятия были связаны с культурой, а не смешивались с политикой или вещами, стоящими вне культуры. Остаться конкурсу в Латвии или нет, решают организаторы", — сказал тогда Ринкевич.
Можно предположить, что под "вопросом большой политики" мэр Юрмалы имел "обмен любезностями" Латвии и России в 2014 году, который выражался, в том числе, и в виде "черных списков" лиц, которым запрещен въезд в ту или иную страну.
Война "черных списков" Латвии и России
В июле 2014 года, накануне конкурса "Новая волна", министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич внес в черный список певцов Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Валерию. По мнению МИДа Латвии, эти артисты особенно активно поддерживали аннексию Крыма.
В октябре 2014 года Россия в качестве ответной меры включила в "черный список" бывшего генерального прокурора, ныне директора Бюро защиты Сатверсме Яниса Майзитиса; юриста, депутата Сейма Андрея Юдина ("Единство"), а также режиссера Алвиса Херманиса.
24 октября Ринкевич внес в "черный список" российского актера Ивана Охлобыстина. Политик мотивировал свое решение тем, что высказывания актера разжигают этническую вражду. По мнению актера, запрет на въезд в Латвию связан с деструктивной политикой властей, направленной на реабилитацию латышских легионеров и навязывание ультра-либеральных ценностей.
В начале ноября 2014 года в латвийский "черный список" был включен и актер Михаил Пореченков, который стрелял из пулемета во время своего визита в Донецк.
В декабре 2014 года Иосиф Кобзон подал жалобу в Латвийский Конституционный суд (КС) о норме иммиграционного закона, которая не подразумевает обжалование решение министра иностранных дел о включении Кобзона в "черный" список невъездных. Однако 13 января КС отказался возбудить дело, решив, что податель жалобы не доказал того, что задеты его основные права. Однако Кобзон обратился в суд во второй раз.
Казнить нельзя помиловать — что думают жители и политики
Достоверно сказать, как жители Латвии относятся к российским мероприятиям в Юрмале — сложно, однако есть один красноречивый факт: "Новая волна" является вторым по популярности мероприятием в запросах поисковой системы Google в 2014 году, уступая лишь Staro Rīga 2014.
Политики более красноречивы. Имант Парадниекс считает, что именно "Новая волна" Латвии не нужна, но в мероприятиях с участием россиян нет ничего плохого. Айнар Шлесерс уверен, что если бы "Новой волны" не было бы, ее бы пришлось придумать — из-за положительного экономического эффекта; Артис Пабрикс резко против "восточного" присутствия если только это не "казахи или украинцы".
"С другой стороны" тоже многие уверены, что российским мероприятиям не место в Юрмале. Об этом заявил, в частности, министр культуры России Владимир Мединский, который высказал это мнение во время личной встречи с главным организатором конкурса "Новая волна" Игорем Крутым.
Латвийский бизнес: кто виноват и что делать
Член правления Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов Янис Наглис добавил, что надо не ныть и не фокусироваться на одном мероприятии, а сосредоточится на благоустройстве города и организации различных мероприятий в течении всего года.
О том, что "Новую волну" могут заменить другие мероприятия, говорили и другие, например, московский коллекционер, владелица благотворительного фонда Frida Project Foundation Татьяна фон Варденбург. Она также перечислила слагаемые успеха, необходимые для того, чтобы мероприятие "выстреливало" на международном уровне: "должен сложиться весь паззл: художники, галереи, коллекционеры, среда". Если хоть одна деталь будет отсутствовать, мероприятие пройдет не замеченным.
Конкретные суммы, которые приносят российские мероприятия юрмальской казне, не назовет, пожалуй, никто. Но по оценке члена президиума Сейма Латвии Андрея Клементьева в комментарии "РИА Новости", только "Новая волна" приносит 17 млн. евро ежегодно.
О важности российских мероприятий для Юрмалы говорит также тот факт, что на время их проведения в юрмальских гостиницах просто нет мест.