"Много", — именно столько жителей и граждан Латвии, по словам министра внутренних дел Латвии Рихарда Козловскиса, участвуют в вооруженном конфликте на востоке Украины. Это заявление он сделал в интервью газете "Вести", а Полиция безопасности провела обыски в обществе "Балтия" по делу о призывах к терроризму.
Дабы показать контекст этих событий, портал DELFI решил напомнить, как Полиция безопасности Латвии — главный орган, пристально следящий за террористической угрозой — борется с латвийскими сторонниками самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.
Крым и Украина затронули Латвию еще до начала событий на Донбассе
О том, что события на Украине радикализировали жителей Латвии, в Полиции безопасности (ПБ) сообщили еще до начала фазы активных военных действий на территории Украины — в начале марта. Первыми обвиняемыми (в широком, не юридическом смысле) стала организация "Мир без нацизма", отдельные участники которой, по мнению ПБ, привлекались к участию в информационных мероприятиях в поддержку России в Крыму.
События в Крыму вообще доставили хлопот ПБ — организации пришлось даже начать уголовный процесс в связи с появившимся в интернете призывом собирать подписи за присоединение Латвии к России (кстати, петиция с 5,7 тыс. собранных голосов до сих пор доступна).
Также стоить отметить, что "украинская угроза" — в противовес исламской — в 2014 году была в новинку для ПБ. В отчете об основных угрозах за 2013 год, например, на нее нет даже и намека, что и неудивительно.
История в лицах: Айо Бенес
Одним из самых активных и заметных граждан Латвии, про которых достоверно известно, что они принимали, а если верить Рихарду Козловскису, то и до сих пор принимают участие в событиях на Украине, является национал-большевик Айо Бенес. Он свои взгляды и свою причастность к событиям в Крыму (как минимум), абсолютно не скрывает, хотя официальный запрос властей на эту тему и проигнорировал.
Известно, что на Украине его задержали и выдворили из страны, при этом выдворили его в Великобританию, так как Латвия, по словам Бенеса, отказалась его принимать (в УДГМ это опровергли). Когда активист все же прилетел в страну, его задержали, доставили в ПБ и уведомили о начале уголовного процесса в связи с призывом к насильственному свержению государственного строя и ликвидации независимости Латвии. Суд в середине мая отправил Бенеса под арест.
При этом Бенес подал заявку на получение гражданства ДНР и, позже, получил его. В Латвии арест был заменен на полицейский надзор, условия которого Бенес нарушил и вновь оказался на территории Украины, в Луганской народной республике. Чем он там занимается сейчас, неизвестно, но на территории Латвии его с нетерпением ждут, так как на него заведено уголовное дело. И представители силовых структуры уверены, что рано или поздно дождутся.
Кто еще из латвийцев участвует в конфликте на Украине
Точного ответа о том, сколько латвийцев участвует в конфликте, нет. Раз за разом Полиция безопасности лишь отчитывается о том, что проверяет соответствующую информацию. Но пощады и понимания добровольцам ждать не стоит - Рихард Козловскис еще в конце июня 2014 года говорил о том, что воюющих на стороне ополченцев жителей Латвии следует приравнять к террористам.
В конце июня появилась информация о том, что на Донбассе на стороне ополченцев сражаются трое жителей латвийской Лудзы. Официальными источниками она подтверждена не была, однако дело все же ПБ завела — за призыв участвовать в действиях, которые Уголовный закон ЛР трактует как терроризм. В ходе последующих обысков даже было обнаружено оружие, правда, незаконным оказался всего один "ствол".
В помощи ДНР (в том числе и в вербовке добровольцев) обвинили также лидера латвийской партии "За родной язык" Владимира Линдермана. ПБ даже провела обыск, а российский оппозиционер Эдуард Лимонов, находившийся в дружеских отношениях с Линдерманом, оказался первым и единственным публичным лицом, озвучившим хотя бы примерное число латвийцев, воющих на стороне ополченцев: "не менее десятка".
В конце июня в Славянск отправился хирург из Риги Сергей Матасов. У ПБ к нему претензий не оказалось к нему претензий и, по состоянию на конец ноября, он все еще помогает ополчению Новороссии.
Во второй половине января стало известно о том, что в донецком аэропорту погиб уроженец Латвии Денис Кушнир, который с лета 2014 года воевал на стороне Донецкой и Луганской народных республик. ПБ подтвердила агентству LETA, что у нее была информация о том, что этот житель Латвии отправился на Украину и примкнул к боевикам-сепаратистам.
Интересно также, что Полиция безопасности пристально следит и за теми латвийцами, которые принимают участие в конфликте на стороне официального Киева. Правда, их число также не называлось.
История в лицах: движение "Балтия"
Собирающее гуманитарную помощь Донбассу движение "Балтия" впервые заявило о себе в конце июня. "Мы помогаем тем, кто попал в беду. Таким людям, как мы с вами. Они бегут от войны, кто что с собой взял — кто паспорт, кто вообще ничего. Боевики нас не интересуют", — утверждала тогда член правления движения "Балтия" Валентина Муратова.
Однако, якобы, наличие среди гуманитарных грузов камуфляжной формы и заявление о сотрудничестве с Новороссией привлекли внимание к деятельности организации на самом высоком уровне. "Конечно, правоохранительные органы еще должны установить — что это за пострадавшие, которым это общество намерено помогать", — заявил тогда министр внутренних дел Рихардс Козловскис.
Тем ни менее, эта ситуация на тот момент ПБ не заинтересовала (по крайней мере, не в степени, достаточной для возбуждения дела). В спецслужбе, однако, заверили, что пристально наблюдают за деятельностью организации.
В начале сентября движение все же вызвало немилость ПБ — как из-за того, что использовало символику ДНР и Новороссии, так и из-за того, что поступило некое заявление с просьбой проверить сбор пожертвований. Было заведено дело. Мэр Риги Нил Ушаков, отвечая на вопрос, запрещено ли использование в публичных мероприятиях в Риге символики самопровозглашенных республик юго-востока Украины, заявил, что Рижская Дума чутко прислушивается к мнению ПБ по этому вопросу и будет поступать так, как предписано. В итоге мероприятия общества на территории Риги все же запретили.
Развитие ситуация получила уже в этом, 2015 году — ПБ провела обыски в обществе по делу о призывах к терроризму, причем не только по юридическому адресу организации, но и у его учредителя Станислава Букайна, который рассказал о полицейском произволе.
Не только Украина, но и "Исламское государство"
Жители Латвии, по данным ПБ, вполне могут оказывать поддержку "Исламскому государству", — заявляли в ведомстве в конце сентября прошлого года. Правда, тогда у ведомства не было информации о том, что кто-то из Латвии там воюет. Не появилась она и на конец ноября, однако тогда в ПБ высказались более конкретно: в Латвии есть сочувствующие.
Одного латвийца в рядах "Исламского государства" в ПБ нашли лишь в конце декабря 2014 года. Сообщалось, что он уже несколько месяцев участвует в боевых действиях в Сирии.
ПБ станет рассказывать больше
Открыто оценивать работу Полиции безопасности в Латвии решаются не многие политики, но иногда высказывания случаются, причем и довольно критические. Например, несмотря на довольно бурную работу ПБ только по событиям на Украине, ведомство все же удостоилось высочайшей критики: так, лидер фракции VL-ТБ/ДННЛ Инара Мурниеце обвинила ведомство в мягкотелости. Два месяца спустя новый шеф ПБ заверил, что его ведомство будет работать более открыто и рассказал, что уже начаты "некоторые новые проекты в связи с рядом аспектов публичной коммуникации, и результаты мы сможем увидеть в самое ближайшее время".
И, действительно, результат мы увидели буквально на прошлой неделе,когда начальник Полиции безопасности Нормунд Межвиетс связал события на Украине, Латвию и влияние официальной Москвы через активизировавшуюся православную церковь. В интервью передаче Nekā Personīgā телеканала TV3 он заявил: "Связь лидеров православной церкви с правящим в России режимом в последние годы в контексте кризиса на Украине стала особенно тесной. Православная церковь считает, что все православные, которые поддерживают религию, формируют единую общность. Она тесно связана с Россией и репродуцирует уникальную роль России в мировой цивилизации. У российской и латвийской православной церкви, как и у любой религиозной конфессии, определенно есть потенциал для влияния по крайней мере на часть общества".