<a rel="cc:attributionURL" href="https://www.flickr.com/photos/bethykae/3377899078">Bethany Brown</a> / <a rel="license" href="https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/deed.en">cc</a>
Подготовленные рабочей группой во главе с депутатом Сейма Имантом Парадниексом поправки к закону "О сексуальном и репродуктивном здоровье" вызвали немало споров в обществе. Портал DELFI разбирается в том, что конкретно на этот раз политики хотят сделать с правом женщины на аборт.

Следует отметить, что это не первая попытка повлиять на демографическую ситуацию в стране с помощью усложнения процесса аборта. Чтобы поместить историю в контекст, отметим, что автором поправок является депутат Имант Парадниекс, отец пятерых детей и совладелец частного детского сада. Свои подписи под документом также поставили министр здравоохранения Гунтис Белевич, а также депутаты Мартиньш Шицс, Янис Рукс, Неллия Клейнберга и Инга Бите. Последняя сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком.

Отметим, что поправки, касающиеся абортов, поданы на фоне падающей статистики по прерыванию беременности. Если в 2012 году было сделано 6197 абортов, то в 2013 году — 5557, на 10,3% меньше. При этом число латвийцев возражающих против абортов или не слишком их одобряющих, достаточно велико — 19,7% резко против абортов, а 25,5% полагают, что они скорее не приемлемы, чем приемлемы.

Больше времени на раздумья

Главным нововведением является значительное увеличение времени ожидания, которое должно пройти с момента заявления о желании прервать беременность и до выполнения самой процедуры. Предлагается увеличить этот срок почти в два раза — до 120 часов вместо 72. Правда, у гинеколога, выписывающего направление на операцию, будет возможность сократить это время, если для этого есть серьезные медицинские показания.

Как порталу DELFI заявил сам Парадниекс, это сделано для того, чтобы у женщины было больше времени все спокойно обдумать, так как результаты опросов показывают, что женщина зачастую действует импульсивно и под давлением социальной среды, родителей и отца будущего ребенка. Кроме того, отмечает Инга Бите, трех дней часто бывает недостаточно для того, чтобы найти время на посещение хотя бы одного специалиста, не говоря уже о нескольких.

По словам депутатов, это распространенная для Европы практика — во многих странах ЕС женщине дают 5-7 дней на обдумывание важного решения. В Бельгии, например, это шесть дней, а в Италии — семь дней. В Германии — три дня, но не с момента подачи заявления, а с момента последней консультации со специалистами.

Консультации — для всей семьи

Мать и отец будущего ребенка должны проходить обязательную бесплатную консультацию у сертифицированного специалиста по вопросам беременности, а также — при желании самой женщины, у юриста, социального работника, психолога и других специалистов. Если потребуется, то даже и вне очереди, хотя конкретный механизм, который бы позволил это делать, по словам Инги Бите, еще нужно разработать и принять Кабинету министров. Также неясно, во что это обойдется государству.

Авторы закона признают, что заставить мужчину приходить на консультации юридически невозможно, однако норму в законе прописать надо, чтобы женщина могла пригласить на консультации и его.

Для женщин консультация у как минимум одного специалиста будет обязательной. Более того, само прерывание беременности не сможет делать тот гинеколог (dzemdību speciālists), к которому женщина обратилась с заявлением о желании сделать аборт, и который подписал соответствующее направление. Само направление он сможет подписать лишь после того, как будет пройдена хотя бы одна консультация.

Для родителей или опекунов женщины консультации обязательны только в том случае, если беременность собралась прерывать девушка в возрасте до 16 лет (в 2013 году в возрасте до 17 лет беременность прервали 136 человек). В остальных случаях участие родителей, с точки закона, не обязательно.

Зачатие сразу делает женщину матерью

Психологически важное изменение, предложенное депутатами, касается терминологии и сопутствующих бюрократических процедур. Так, забеременевшую женщину в законе предложено сразу называть матерью, так что юридически матерями могут стать даже те женщины, которые реально никогда не рожали. Беременность будет прерывать не "женщина", а "мать" и этот факт будет отражен в статистике. Более того — забеременевшие женщины получат "паспорт матери".

"Женщина или девушка, в теле которой зародилась новая жизнь, независимо от дальнейшей судьбы ребенка, становится и всегда будет матерью конкретного ребенка", — гласит текст предложенных поправок.

Отметим, что в мировой практике мать — это все же человек, который родил ребенка или поспособствовал этому (в случае суррогатного материнства). Таким образом, можно констатировать, что депутаты стараются внести в текст закона эмоциональную составляющую.

Долгая дорога к закону

Это не первый случай, когда на законодательном уровне предлагается сделать решение о прерывании беременности более эмоциональным. Можно сказать, что эта идея проходит красной нитью через всю историю борьбы Иманта Парадниекса с демографическим кризисом. Например, в 2010 году было предложено, чтобы решение о совершении аборта женщина принимала только после того, как послушала сердцебиение будущего ребенка. Предложение не прошло.

В 2012 предложения были еще более захватывающими — уголовная ответственность за отсутствие обязательной консультации у врача и целых две недели на обдумывание решения. Тогда эти идеи также не прошли (в первую очередь из-за своей одиозности), однако депутат не опустил руки и комиссия продолжила работу. Поправки в их нынешнем виде — плод двухгодичных усилий, и нельзя не отметить, что они стали значительно более умеренными.

Отметим, что поправки пока лишь переданы в подкомиссию по общественному здоровью, в которой ожидают отзывов специалистов и различных организаций. До 1 июля все заинтересованные лица могут подать свои предложения. Если же поправки пройдут через голосование в Сейме, то в силу они вступят с 1 января 2016 года.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !