В феврале Литва приняла решение временно (на пять лет) вернуться к обязательной воинской службе. Последует ли Латвия примеру соседней страны? Портал Delfi разбирается в том, каковы шансы на возвращение обязательной службы в латвийской армии и изучает, как этот процесс происходит в Литве.
Технически для того, чтобы вернуть в Латвии призыв на службу, Сейму необходимо лишь написать и принять соответствующий закон, а президенту его провозгласить. За текстом закона далеко ходить не нужно — в архивах до сих пор хранится прежний вариант, утративший силу 1 января 2007 года, когда Латвия перешла на профессиональную армию. Но на деле все, конечно же, куда сложнее — для возвращения призыва нужна политическая воля правящих партий и, желательно, поддержка в обществе.
Сама по себе идея о возвращения призыва в Латвии не нова и время от времени поднимается разными силами. Говорили об этом, например, еще в 2009 году, когда страна переживала глубокий экономический кризис. Тогда идея была предложена в качестве одного из средств экономии, однако бывшие военные разбили ее в пух и прах, указав на то, что на деле постоянный массовый призыв дороже, чем содержание маленькой, но профессиональной армии.
В очередной раз идея об обязательной службе стала актуальной на волне событий на Украине. Еще до развития по-настоящему острой фазы в Донбассе, в марте 2014 года, в целом положительно о возвращение призыва отозвались 45,5% опрошенных жителей Латвии, хотя однозначно "за" возвращение призыва высказывались менее 20% респондентов. За то, чтобы вновь вернуться к обсуждению этого вопроса, тогда высказался даже "отец" реформы вооруженных сил, результатом которой стал переход на контрактную армию - бригадный генерал в отставке Карлис Креслиньш.
По его мнению, служба в армии способствует сплочению общества. Даже несмотря на то, что история с уволенным за пророссийские взгляды солдатом, казалось бы, не подтверждает такую точку зрения. Уволенным, заметим, в профессиональной армии, в которой, по словам госсекретаря Яниса Сартса, люди отдают себе отчет в том, что они служат в Национальных вооруженных силах и практически всегда являются патриотами Латвии. Что будет в армии, в которой люди служат из-под палки — никто не знает.
Второй аргумент бригадного генерала в отставке: возможно, стоит посмотреть на опыт соседей и чему-то научить свое взрослое мужское население, чтобы в случае конфликта оно не было бесполезным. Например, в Финляндии и Швейцарии все взрослое мужское население регулярно проходит военные сборы, при этом у всех есть оружие, которое хранится дома. Норвегия пошла еще дальше — с этого года там не просто призывают на службу, но призывают на службу даже женщин. Эстония и не думала отказываться от призыва. В Польше, которая отказалась от призыва на год позже Латвии, с 1 марта этого года появится возможность пройти добровольные военные курсы — для тех, кто не служил в армии, но хочет получить определенные навыки. Наконец, как мы уже говорили, обязательный призыв возвращает Литва.
Отдельно стоит также отметить тот факт, что на Украине, которая в каком-то смысле стала катализатором милитаристских настроений в странах Балтии (хотя, как мы уже доказали на примере цитат облеченных реальной властью людей, эти настроения скорее в головах, чем где бы то ни было еще) собирались отменить обязательный призыв, но теперь решили вновь к нему вернуться.
Призыв в Латвии - "за" и "против"
Десять месяцев спустя, в январе 2015 года, число горячих сторонников обязательной воинской службы в Латвии выросло незначительно — лишь на 4,4 процентных пункта, до 24%. При этом большинство положительно оценивает существующий порядок вещей - 70% гордятся армией страны, а 55% отметили, что за последний год заметили развитие вооруженных сил страны.
Поддержки у идеи нет и со стороны тех, кто мог бы стать главными "локомотивами" политического процесса возвращения к обязательному призыву. Например, хотя министр обороны Раймонд Вейонис и призвал Сейм к 2018 году увеличить число военнослужащих в стране на 2 тысячи человек и "пересоздать" систему, которая занимается набором солдат, все же выступает против обязательного призыва. Однако одновременно он говорит о развитии полувоенных организаций: "Для того чтобы заинтересовать молодежь выбирать карьеру, которая связана с военным делом, Минобороны уже сейчас серьезно занимается развитием Яунсардзе и усилением Земессардзе. Мы ожидаем, что эти меры, а также улучшение условий службы солдат, оплаты труда и социального пакета создадут достаточно положительный фон для того, чтобы молодежь воспринимала службу в НВС как престижное и стабильное место работы".
Об отсутствии планов возобновить обязательную службу заявила также премьер-министр Лаймдота Страуюма и ее вновь публично поддержал министр обороны: "Мы свое мнение сейчас не собираемся менять. У нас есть профессиональная армия, которую мы планируем укреплять".
Интересно, что у оппозиции иное мнение. По мнению руководителя фракции "Согласие" Яниса Урбановича, в армии Латвии следует восстановить военный призыв — обучение должны пройти все молодые люди. После окончания "курса молодого бойца" их зачислят в резерв Национальных вооруженных сил. Однако политик считает, что увеличение числа солдат в латвийской армии не решит проблем безопасности в целом.
Ему вторит вице-адмирал в отставке Гайдис Андрей Зейботс: "Обязательная служба — очень, очень дорога и ее восстановление было бы фикцией". В те годы, когда в Латвии действовал призыв, ежегодно ему подлежали 10-15 тысяч молодых людей, но призывали из них максимум 1500-2000 человек, на остальных просто не было средств.
Однако, несмотря на то, что основной курс правящей элиты и военного сообщества явно взят на развитие профессиональной армии и Земессардзе, некоторые лидеры мнений продолжают высказывать радикально противоположные взгляды. Например, политтехнолог Юргис Лиепниекс, будь его воля, призвал бы не только всех мужчин в возрасте 18-55 лет, но и женщин. "Мы сами должны заботиться о безопасности. И полагаться сами на себя", — заявил он, добавив, что "конечно, было бы ужасно, если в военном конфликте погибли бы 20-30 тысяч латышей. Однако мир не перестал бы вращаться, и мировая война бы не началась".
Тем временем, Национальные вооруженные силы (НВС) Латвии готовятся впервые применить закон о мобилизации — призвать солдатов-резервистов на десятидневные сборы. Речь в данном случае идет о профессиональных военных, ушедших в отставку или уволившихся их рядов вооруженных сил. Таковых в стране порядка 2500 человек из них пятая часть имеет опыт участия в международных миссиях. Правда, военные признают, что часть из них давно уже не живет в Латвии и мобилизовать их будет затруднительно. А сам закон, по их мнению, устарел и нуждается в доработке.
Призыв в Литве - российская угроза или "затыкание дыр"?
Однако прошло менее двух месяцев — и ситуация кардинально изменилась. При этом подчеркнем, что юридически в Литве еще ничего не решено — да, есть политическая воля в виде решения национального Совета Государственной обороны и поддержки президента, военных и правящих партий. Есть даже проект соответствующего закона. Но сам он не принят - Сейму Литвы предстоит рассмотреть его в ходе весенней сессии. Если документ получит силу закона, то осенью уже начнется новый призыв.
Тем ни менее, уже сейчас известно много любопытных деталей. Так, продолжительность срока службы новых военнообязанных составит девять месяцев. Ежегодно планируется призывать около 3,5 тысяч людей в возрасте от 19 до 38 лет. При этом лица без высшего образования будут призываться до 26 лет, а с образованием — до 38 лет. Получение второго образования от призыва не спасет, а вот магистратура или докторантура первого — даст отсрочку. Ушедшие в академический отпуск юридически будут считаться студентами и в Литве уже звучат опасения в том, что может резко вырасти число студентов и, особенно, фиктивных учащихся, которые поступают только ради возможности избежать призыва.
Служить не придется тем, кто в одиночку воспитывает одного ребенка (или паре, воспитывающей двоих детей в возрасте до 14 лет). Специальная комиссия также станет оценивать особые обстоятельства каждого призывника — наличие больших кредитов (рассматривается возможность на законодательном уровне обеспечить "кредитные каникулы" на девять месяцев для тех, кто идет служить), невозможность служить по религиозным убеждениям, наличие бизнеса или участие в профессиональном спорте на хотя бы республиканском уровне. В задачу комиссии будет определить все нюансы, чтобы призыв не нанес непоправимый вред жизни гражданина. Тех, кто не может служить в армии, могут направить на альтернативную службу. Для мужчин призыв будет обязательным, а женщины могут пойти на службу по желанию (тем более, что некоторые жительницы Литвы горят желанием служить).
Вообще добровольность — главный аргумент военных. "Нам нужны молодые люди и мы ориентируемся не на 30-летних и старше, а на призывников в возрасте 19–26 лет… Мы не намерены ловить молодых людей по всему миру. Призывая на службу, мы будем руководствоваться законом, будем апеллировать к гражданственности молодых людей. Сейчас есть около 200 000 призывников, нам в год надо 3000–3500 — это около 1,7%", —апеллирует к закону больших чисел полковник ВС Литвы Вальдемарас Рупшис.
Но на добровольцев надейся, а сам не плошай. По его словам, годность к службе по медицинским показаниям будет определять еще одна комиссия, состоящая из 7-8 врачей. "Иными словами, избежать службы, получив справку у знакомого врача, не получится", — подчеркивает полковник.
Если же добровольцев не хватит, то "вакантные места" будут разыграны случайным образом, с помощью автоматической программы. "Ясно, что прозрачность будет соблюдена. Это не будет субъективным решением, это не будет решать человеческий фактор. Всех внесут в общий список, контролировать будет специальная авторитетная комиссия", — говорит полковник Рупшис.
Не удивительно, что далеко не все литовцы разделяют милитаристские устремления своего правительства. "Я против введения воинской повинности, — говорит Иоланта, мать 20-летнего студента Паулюса. — Плохо подготовленных призывников хотят превратить в пушечное мясо".