Правительство Латвии всерьез взялось за разработку закона, который запрещает закрывать лицо в публичных местах. Почему-то считается, что направлен он в первую очередь на мусульманок, которые хотят ходить по улицам латвийских городов в традиционной для Востока одежде, хотя формально он запрещает также ношение балаклав и прочих масок.
Возможно потому, что его связывает сама премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма? Накануне она заявила, что беженцы, которые, вероятно, прибудут в Латвию уже зимой, будут информированы о запрете закрывать лицо в нашей стране. Позже она также добавила, что ей лично не нравится одежда, при ношении которой видны только глаза человека и она не поддерживает ее ношение в Латвии — за исключением случаев, когда это происходит на каких-то культурных мероприятиях или внутренних собраниях общин.
И вот у всех на устах связь этого запрета именно с мусульманами. Даже при том, что у многих в Латвии нет четкого представления не только о том, что является нормой с точки зрения самих мусульман, но и о том, как выглядят и называются разные предметы одежды, рискующие попасть под запрет.
Паранджа, никаб, хиджаб, чадра — есть ли разница?
Главное устойчивое заблуждение: мусульманкам "положено" закрывать лицо. Этот миф порождает массу проблем, причем сразу для всех. Например, адепты других религий и неверующие полагают, что "настоящие мусульманки" жить не могут без паранджи или никаба. Многих светских людей это пугает: так уж получилось в западной культуре, что лицо у нас закрывают в основном "лихие люди". Кроме того, очень многие ассоциируют женщин в черной одежде с "шахидками", готовыми взорваться в любой момент.
Агрессивные исламисты, в свою очередь, используют эти заблуждения "неверных" для того, чтобы подменять понятия: обсуждать не то, уместно ли носить в публичных местах такие головные уборы вообще, а то, как добиться права закрывать лицо на улицах Парижа или Риги.
Однако по шариату каждая мусульманка должна носить всего лишь хиджаб. В мусульманском представлении — это целый костюм, скрывающий тело, волосы, уши, шею, но не лицо. В Европе и США хиджаб чаще определяют просто как головной платок, скрывающий волосы и шею, но открывающий лицо.
В принципе, требование покрывать голову и скрывать оголенные руки и ноги существует не только в исламе, но и других религиях. Например, в православии покрытая голова и "скромная" одежда обязательны при исполнении религиозных обрядов, а старообрядцы требуют от женщины носить головной платок и в быту.
Выглядит девушка в обязательном для мусульманок хиджабе "европейского типа" вот так:
Между паранджой и никабом также есть огромная и существенная разница. Паранджа (бурка) — это женская верхняя одежда, халат с длинными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван. Классическую паранджу все видели в фильме "Белое солнце пустыни", хотя просьба Петрухи к Гюльчатай "открыть личико" была, конечно, неуместной. Примерно настолько же, как если бы читатель подошел к, например, женщине-коллеге и попросил ее тут же, при нем, раздеться до нижнего белья. Выглядит женщина в парандже вот так:
Почему мусульманки носят закрывающую лицо одежду?
Итак, мы уже определились с тем, что из всех одежд и головных уборов по шариату обязательным является ношение лишь хиджаба — головного платка, не скрывающего лицо. Таким образом, латвийский запрет закрывать лицо в публичных местах не может унижать религиозных чувств мусульман. Но почему тогда некоторые мусульманки носят никабы и паранджи и, более того, так яростно борются за свое право их носить?
Если оставить в стороне некоторые экстремистские "ответвления" в исламе и законы отдельных территорий, все же требующие от женщин полностью закрывать лицо (об этом ниже), то в итоге все сводится к привычке, требованиям религиозных церемоний и "культурному коду".
С точки зрения каких-нибудь диких племен Амазонки "цивилизованные" люди смешные и странные — у них масса лишних тряпок на теле, а их женщины почему-то не просто прикрывают грудь, но еще и заковывают ее в "доспехи". Однако для европейца является диким ходить без одежды, и в Европе есть страны, на пляжах которых женщинам загорать топлес все еще запрещено. В США топлес можно появляться в публичных местах лишь в нескольких городах (прежде всего — в Сан-Франциско), а на большей части страны это будет нарушением общественного порядка.
Для некоторых мусульманок из стран Ближнего Востока столь же диким выглядит появление на улице с открытым лицом. Распространенные доводы "за" никаб: он дает защиту и свободу ходить незамеченной, не привлекать ненужные взгляды и не вступать в ненужные контакты. Кроме того, одежда с закрытым лицом защищает от песка и яркого солнца, коих в избытке на Ближнем Востоке.
Сравнение с "дикарями", к слову, любят использовать сами мусульмане. Особенно после того, как на эту тему высказалась йеменская правозащитница Тавакуль Карман (на фото), получившая Нобелевскую премию мира в 2011 году: "Люди в древние времена были почти голыми, а по мере того, как их интеллект развивался, они начали носить одежду. То, что я представляю собой сегодня и то, что я ношу на теле, представляет собой высшее достижение цивилизации и людей, а вовсе не регресс. Регресс — это снятие одежды и возвращение в Древний мир".
Тем не менее, подчеркнем, что современные мусульманки все реже и реже в повседневной жизни носят никаб, паранджу и прочие "подвиды" одежды, полностью закрывающие лицо. Ошибкой было бы полагать, что их носит и приветствует большинство. Например, требования Талибана носить паранджу и никаб встречали очень активные протесты.
Кто, где и как носит хиджаб, паранджу и никаб?
Ношение паранджи является обязательным на территориях, подконтрольных движению Талибан, хотя в Афганистане многие женщины носят ее и просто из соображений личной безопасности. В Индии паранджу навязывают в отдельных регионах страны. В других странах Ближнего Востока паранджу носят из соображений удобства или, опять же, личной безопасности — так легче не привлекать внимания. Обязательного требования закрывать лицо нет нигде, кроме "террористических государств".
Никаб тоже продвигается Талибаном и, возможно, "Исламским государством". При этом никаб является важнейшей частью культуры арабского мира и активно применяется при отправлении религиозных церемоний. Например, женщины в Мекке во время хаджа практически в обязательном порядке носят никаб или паранджу, дабы не смущать и не отвлекать паломников.
При этом во многих государствах, где мусульман подавляющее большинство, хиджаб не только не рекомендован, но даже запрещен к ношению в государственных и образовательных учреждениях. Ярким примером является Турция, где хиджаб запретили еще в 1925 году. Сейчас его ношение в "официальных местах" запрещено также в Киргизии, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане.
В Европе есть четыре страны, в которых полностью или с оговорками запрещено ношение паранджи и никаба — наряду с запретом на ношение любой одежды, которая полностью закрывает лицо — Франция, Италия, Бельгия и Нидерланды. Отдельно во Франции в образовательных учреждениях запрещено ношение еще и хиджаба, равно как и других "символов и одежды, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность".
Европейский суд по правам человека летом прошлого года решил, что Франция (а равно и другие страны ЕС) вполне имеет право на такие запреты. Даже, несмотря на то, что по признанию самих французских властей, носить никаб и паранджу в публичных местах на регулярной основе в стране пытались лишь около двух тысяч человек. Ничтожно малый процент от живущих во Франции пяти миллионов мусульман.