Что обнаружил ФБК — кратко
Сам фильм можно найти на YouTube, а историю прочитать на сайте. Обширную публикацию, в которой собраны только хорошо доказуемые факты, подготовила также "Новая газета". Но если кратко, то в ФБК удалось установить следующее:
- Сын генпрокурора Артем Чайка является владельцем пятизвездочной гостиницы Pomegranate на греческом полуострове Халкидики. Еще одним совладельцем является Ольга Лопатина, бывшая жена замгенпрокурора Геннадия Лопатина.
- Ольга Лопатина является совладелицей фирмы "Сахар Кубани" вместе с женами бандитов из станицы Кущевской — Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза, осужденных за жестокое убийство 12 человек.
- Владелицей фирмы "Сахар Кубани" также является Надежда Староверова, жена управляющего делами Генпрокуратуры Алексея Староверова, который был отстранен в ноябре прошлого года, когда в его подмосковном доме были обнаружены члены "банды GTA", совершавшей убийства на подмосковных дорогах.
- Артему Чайке также принадлежит на полуострове Халкидики строящаяся роскошная вилла. Рядом находится особняк Ольги Лопатиной.
- Развод супругов Лопатиных, скорее всего, был фиктивным — с целью сокрытия факта наличия недвижимости в Греции.
- Артему Чайке также принадлежит недвижимость в Швейцарии — дом стоимостью несколько миллионов евро.
- Счетами Артема Чайки в Швейцарии управляла фирма нынешнего члена Совета Федерации от Адыгеи Мурата Хапсирокова.
- Артем Чайка ответственен за рейдерский захват Верхнеленского пароходства в Иркутской области и выведении из его собственности 12 судов. Директор пароходства был найден повешенным. Дело квалифицировали как самоубийство, хотя эксперты не исключали, что директор был убит.
- Артем Чайка также захватывал и другие предприятия в России, часто используя "ресурс" прокуратуры РФ — конкурентам и претендентам на активы угрожали заведением уголовных дел.
- Игорь Чайка — другой сын генпрокурора РФ — также имеет многомиллиардный бизнес и активно осваивает государственные подряды на общую сумму свыше 300 млрд. рублей, занимаясь в том числе и вывозом мусора в Москве.
Реакция властей и обвиненных в мафиозных связях лиц
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что расследование является заказным. "Для меня очевидно, что это заказ, выполненный явно не на деньги исполнителей. Большие деньги! Изложенные сведения носят заведомо лживый характер и не имеют под собой никакой почвы", — объявил он, одновременно пообещав в скором времени назвать имена тех, кто за этим стоит.
В ответ на это ФБК заявил, что подаст в суд на Юрия Чайку. "Знаете что, мы обычно так никогда не делаем, хоть и чиновники вечно нагло врут про работу ФБК, но тут, пожалуй, можно сделать исключение. Иначе ведь никак не добьемся обещанного "скоро озвучу кто и что за этим стоит". Добавим и гражданский процесс к уголовному расследованию против Чайки и всей мафии. ФБК и авторы расследования подадут в суд на генпрокурора РФ Ю.Я. Чайку в защиту чести, достоинства и деловой репутации", — заявил глава ФБК Алексей Навальный.
Юристы Артема Чайки и бывшей жены заместителя генпрокурора Ольги Лопатиной начали готовить иски к Фонду борьбы с коррупцией. "Я никогда не имела никакого совместного бизнеса с членами т. н. банды Цапков, не знакома ни с Натальей Цеповяз, ни с Анжелой-Марией Цапок, ни с кем-либо из их родственников. Заявления о том, что я была совладелицей коммерческой структуры (ООО "Сахар Кубани") наряду с указанными лицами, являются ложными", — написано в заявлении Лопатиной. Однако российские "Ведомости" и "Новая газета" доказали (раз, два), что заявление Лопатиной, скорее всего, ложно, а ФБК прав, когда называет ее совладелицей указанной фирмы.
Параллельный скандал с Бастрыкиным и Сердюковым
Как пишет New Times, в Испании на протяжении девяти лет расследовали дело о "работе" российской мафиозной группировки, которая занималась отмыванием денег через фиктивную куплю-продажу недвижимости. Прокуратура Испании связывает эту группу, возглавляемую Геннадием Петровым, с депутатом Госдумы РФ Владиславом Резником, а через него — с бывшим министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, бывшим премьер-министром РФ Виктором Зубковым, бывшим спикером Государственной думы Борисом Грызловым а также председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным, с заместителем директора ФСКН генерал-полковником Николаем Ауловым, бывшим министром связи Леонидом Рейманом и бывшим заместителем председателя СК РФ Игорем Соболевским.
"Прокуратура Испании представила доклад, в котором показано, что у Петрова были связи в экономической сфере, в криминальной среде и в политической сфере. И эти три группы связей позволили Петрову легализоваться и достаточно спокойно жить. Связи с олигархами позволили ему стать богатым, связи с криминальным миром позволили ему осесть и жить так, чтобы его богатство никто не трогал, а связи с политиками и чиновниками позволили ему иметь приличную репутацию. Это очень интересные взаимоотношения. Российские правоохранители, задачей которых является расследовать эти связи, на самом деле, вопреки своей задаче, занимаются очисткой его репутации", — заявил в интервью изданию ведущий это дело следственный прокурор Хосе Гринда.
По его словам, несмотря на многочисленные запросы испанской прокуратуры, российские следственные органы не очень-то стремились помочь и, более того, Генпрокуратура РФ, ссылаясь на Страсбургскую конвенцию 1972 года о передаче уголовных дел, пыталась забрать заведенное в Испании дело себе. "Сотрудничество с российскими правоохранительными органами шло с переменным успехом", — осторожно формулирует следственный прокурор.
Статья в New Times не слишком большая и заслуживает прочтения. Из нее следует, что глава преступной группировки очень активно участвовал в назначении высших силовиков страны. В частности, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин обязан своей должностью именно ему. Более того, президент РФ Владимир Путин также если и не имел прямого отношения к мафиозной структуре, то не мог не быть осведомлен о существовании определенных связей между своими подчиненными и бандитами. Это классическое определение мафии — сращивание криминала и государства.
Послесловие
"Обвинения ФБК говорят о сращивании с криминалом практически целого института государства, более того — института защиты прав граждан. Если государство не отвечает на эти обвинения, что гражданам остается думать о прокуратуре?", — заключают "Ведомости". Закончим на этой ноте и мы.