В тихом омуте 15 депутатов водятся
Город Лиелварде. 55 километров на юго-восток от Риги. Немногим менее 6800 жителей. Известен пивоварней Lāčplēsis, военным аэродромом, регулярно принимающим "грузовики" НАТО, хорошо отреставрированными развалинами старинного замка, да тем, что упоминается в хрониках с 1201 года — как и Рига.
Политическая жизнь в тишайшем Лиелварде, значительная часть жителей которого работает в Риге, бьет ключом. В местной городской думе 15 мест, семь из которых занимают депутаты "Регионального альянса", шесть — "Единства" и два — "Видземской партии". Теперь уже бывший мэр Лиелварде Янис Аболиньш является представителем как раз "Видземской партии".
Мэром Лиерваде Аболиньш стал лишь в июле этого года, после того, как в местной думе произошел тихий переворот, в результате которого поста лишился Айвар Троска из "Регионального альянса". Аболиньша избрали с минимальным перевесом — восемь голосовали "за", а семь "против". Кандидатуру Аболиньша поддержал он сам, его коллега по партии Янис Мазитанс (который позже стал исполнительным директором, а его место заняла Айя Мазитане) и шесть депутатов "Единства".
Газета Diena писала, что многолетнего голову Лиелварде Айвара Троску (на фото ниже) официально сместили за общую апатию (он "досиживал" до пенсии, и не отрицал этого), а также за скандал с фирмой Lielvārdes Remte, которая занимается обслуживанием домов и прошлый год закончила с убытками в размере 500 тысяч евро. Для города с годовым бюджетом 10 млн. евро это очень много. Однако на самом деле все могло быть гораздо сложнее и интереснее. В Лиелвардской городской думе, похоже, кипят нешуточные страсти и плетутся интриги, достойные отдельного расследования.
Логично было бы предположить: за то, что сделал Аболиньш, политическую ответственность должна нести и правящая в стране партия — он был избран голосами "Единства". До "переворота" в думе "Единство" было в Лиелварде в оппозиции, ибо Троску два года назад избрали голосами "Альянса регионов" и "Видземской партии". Нового мэра Аболиньша — голосами все той же "Видземской партии" плюс теперь уже "Единства".
Загадочная рокировка произошла всего за полгода до того, как новый мэр Лиелварде попытался одолжить 200 млн. евро. После назначения Аболиньша его заместителем стал Имант Балодис ("Единство"). Журналисты Diena летом посетили Лиелварде, поговорили с обоими градоначальниками — старым и молодым — и у них сложилось ощущение, что Аболиньш является не более, чем "ширмой", а Балодис просто стал "серым кардиналом" при новом молодом городской голове. Если это так, то "Единство", кажется, обвели вокруг пальца, а в истории с 200 миллионами появляется "второе дно".
"Опеку" многолетнего мэра Юмправы над новым градоначальником можно списать или на молодость и неопытность Аболиньша — мол, помогает войти в курс дела и все такое. Или на плетущиеся интриги.
200 миллионов евро? В долг? Под гарантии государства? Конечно, надо!
При этом Яниса Аболиньша сложно назвать новичком во всем, что касается финансов. Он известен как первое физическое лицо, прошедшее через процесс неплатежеспособности. Он также является, как это нынче модно даже в столице, консультантом предприятия, которое специализируется на помощи тем, кто хочет пройти через процесс неплатежеспособности. У Аболиньша также есть юридическое образование. Конечно, были у него и долги на сумму более чем в миллион евро (о которых общественности стало известно из декларации должностного лица). Но лишь у немногих латвийских политиков нет долгов — и никому из них это не мешает занимать должности с куда большим уровнем ответственности, нежели у мэра города с 7-тысячным населением.
Удивительно, но на вопрос, что именно сделал Янис Аболиньш, пока нет четкого юридического ответа. Известно, что в обход законов и правил он хотел взять у зарегистрированной в Лихтенштейне оффшорной компании Riverside HK Ltd целых 200 млн. евро. На эти деньги Аболиньш, по его словам, собирался ремонтировать в Лиелварде дороги и водопровод, а также построить променад вдоль Даугавы.
Это выяснилось только тогда, когда Аболиньш обратился в Государственную кассу с просьбой гарантировать этот заем. То есть если бы самоуправление Лиелварде не смогло рассчитаться по долгам, платить пришлось бы всем латвийским налогоплательщикам. В Госскасе появлению бумаги, мягко говоря, удивились — и поставили в известность правительство.
В прессе бумаги Аболиньша поначалу назвали векселем. Однако в Госскассе, куда обратился мэр города, заявку охарактеризовали как "непонятные по форме бумаги на английском языке", причем составленные с грамматическими ошибками. Директор департамента по работе с самоуправлениями Министерства по защите среды и развития регионов Айвар Драудиньш (на фото) заявил LSM.lv, что "сама форма документов не позволяет понять, что это такое".
Сам Аболиньш пояснил, что 200 млн. евро должны были стать "только началом" — инвесторы из Riverside HK готовы были пролить на крошечный Лиелварде настоящий золотой дождь, причем, не требуя платы по процентам. Пояснить, почему он действовал в одиночку и не поставил в известность депутатов Лиелвардской думы, мэр отказался. Но характерно, что часть бумаг, имеющих отношение к загадочной сделке между городом и Riverside HK Ltd, он хранил дома. В думе никто якобы не знал об их существовании.
Когда история попала в прессу, Янис Аболиньш заявил, что никаких бумаг, которые бы обязывали его или самоуправление к чему-либо, он не подписывал. А его единственная вина заключается в том, что он не согласовал свои действия с думой. Тем ни менее Лиелвардская дума моментально сместила его с должности и лишила права подписи — чтобы не наломал каких-нибудь дров. При этом он остался депутатом и в своем блоге написал, что ни в чем не виноват и сложит мандат только в том случае, если в ходе начатого против него расследования будет доказано, что он нарушил закон и нанес городу ущерб. Историей уже заинтересовались Генпрокуратура и БПБК.
Как разъяснили в Министерстве финансов, если бы Янис Аболиньш, будучи мэром Лиелварде, действительно хотел привлечь дополнительное финансирование, ему надо было:
- Отразить это в проекте бюджета города;
- Заручиться поддержкой большинства депутатов;
- Заключить договор с Государственной кассой.
Если он хотел привлечь деньги от сторонних инвесторов или банков, ему нужно было получить "добро" непосредственно министра финансов. Это "добро" он получил бы только в том случае, если условия займов были выгоднее тех, что предлагает Госскасса. И еще — самоуправления не имеют права привлекать больше заемных средств, чем предусмотрено в годовом бюджете, принимаемом Сеймом.
Наконец, чтобы окончательно понять масштаб попытки Яниса Аболиньша одолжить "на стороне" 200 млн. евро, надо знать, что все латвийские самоуправления в сумме по состоянию на 1 декабря 2015 года одолжили 170 млн. евро.
"Добрые самаритяне" из Riverside HK
Не менее, чем поведение Яниса Аболиньша, загадочны и "добрые люди" из Riverside HK, которые, по словам бывшего мэра Лиелварде, не просто хотели дать крошечному по любым меркам городу 200 млн. евро (это 20 его годовых бюджетов), но еще и называли это "лишь началом".
Как удалось установить NRA, со стоящими за этой компанией лицами хорошо знаком Янис Чакстиньш, умеренно известный латвийский бизнесмен. Он работает в финансовом секторе более 15 лет, попадал в списки миллионеров, а в начале 1990-х годов спонсировал строительство Кегумской трассы.
Чакстиньш заявил, что сам собирался стать партнером компании. Более того, в ней уже финансово принимают участие некие жители Латвии. Riverside HK, по его словам, представляет собой некий фонд, который готов вкладывать деньги на условиях, схожих с теми, что предлагают европейские структурные фонды. Это, впрочем, противоречит документам, которые Аболиньш принес в Госскассу — там речь шла о долговых обязательствах, под которыми требовалось поручительство Латвийской Республики.
Еще более фантастически звучит то, что, по словам Яниса Чакстиньша, Riverside HK после неудачи с Лиелварде ищет, кому бы еще в Латвии дать денег. В качестве подходящей цели выбран… airBaltic. Более того, люксембургский оффшор якобы уже направил в Министерство сообщений соответствующее предложение. Там, правда, отказались подтвердить NRA факт получения подобного предложения, да и правительство, как известно, уже готово одобрить государственные вливания в AirBaltic в размере 80 млн. евро, так что щедрое предложение неизвестных благодетелей несколько запоздало.
С другой стороны, если документам присвоен статус "совершенно секретно", то в Минсообщений должны хранить тайну. Ну, или хранить бумаги дома у министра — в контексте лиелвардской истории о 200 миллионах это выглядит вполне логично.