Утром 7 декабря Лаймдота Страуюма объявила о том, что подает в отставку с поста премьер-министра, и президент Латвии Раймонд Вейонис эту отставку принял. Портал Delfi заглянул в архивы, чтобы вспомнить, как выглядела почти два года назад первая женщина-премьер Латвии, а также что она успела сказать и сделать.
Лаймдота Страуюма, в отличие от многих латвийских политиков, имеет не просто высшее образование (по математике), но и докторскую степень. В политике она человек совсем не случайный. В окологосударственных структурах она работает с начала "лихих девяностых". С 1999 года, с небольшим пятилетним перерывом — в министерствах земледелия и охраны окружающей среды и регионального развития. Венец ее "министерской" карьеры — должность министра земледелия (с октября 2011 по январь 2014 года).
На посту министра земледелия Лаймдота Страуюма проявила себя неплохо — ее никто не считал ярким политиком, но и откровенной нелюбви она не заслужила. Добилась благоприятных для Латвии квот на вылов рыбы, и даже всерьез предлагала снизить НДС на продукты до 12%. Единственное, за что ее можно упрекнуть — за мини-скандал с финансированием негосударственных организаций. И за то, что еще два года назад она уже всерьез беспокоилась о "неадекватно низких зарплатах министров.
В партию "Единство" Лаймдота Страуюма вступила в день своего выдвижения на пост премьер-министра — 5 января 2014 года. Напомним, кстати, что ее предшественник, Валдис Домбровскис, ушел с поста после того, как признал свою политическую ответственность за трагедию в Золитуде.
Собственно, "техническим" премьером впервые Лаймдоту Страуюму назвала сама же Лаймдота Страуюма — еще до того, как сформировала кабинет. Предполагалось, что она должна была возглавить правительство лишь до следующих парламентских выборов.
Формально, не будучи тесно связанной ни с одной партией, она могла бы решиться на кардинальные реформы. Но на самом деле даже оппозиция не ждала от кабинета Страуюмы ничего особенного. Да и сама Страуюма прямо сказала, что министр не может быть без партии — со всеми вытекающими последствиями. За ее приверженность партийным интересам, явную невовлеченность в процесс и позицию "как бы чего не вышло" она заслужила критику даже Солвиты Аболтини, которой "стало стыдно" за то, как создается правительство.
22 января 2014 года Сейм утвердил новое правительство Страуюмы. Его декларация примечательна тем, что за два года удалось выполнить лишь несколько пунктов. Обещания "повысить зарплату учителям", "жестко контролировать иммиграцию из третьих стран" и "привлечь инвесторов в airBaltic" сегодня то ли без смеха, то ли без горьких слез воспринимать тяжело.
Первые месяцы после вступления премьер-министра в должность не запомнились ничем — Страуюма была крайне осторожна в высказываниях и не приняла не одного действительно серьезного решения. Лишь высказалась о необходимости "налога на здоровье" и о том, что новые русские школы Латвии не нужны. Неожиданную твердость она проявила лишь в отношении участия министров в шествии 16 марта — участвовать в нем нельзя, а кто ослушается, того уволят. И ведь уволили — представляющего Нацобъединение (НО) министра охраны среды и регионального развития Эйнара Цилинскиса.
100 дней работы правительства не запомнились ничем. Даже обычно не лезущий в карман за словом мэр Вентспилса Айвар Лембергс не нашел ничего, за что Страуюму можно было бы похвалить или поругать.
Лето 2014 года запомнилось лишь отставками министра здравоохранения Ингриды Цирцене ("Единство") и министра юстиции Байбы Броки (Нацобъединение).
Кроме того, именно тогда Россия ввела контрсанкции против ЕС, которые затронули и Латвию, так что Страуюме пришлось впервые принимать оперативные решения (например, обещать помощь). Однако призыв латвийских предприятий временно снизить НДС на продукты питания Страуюма-премьер не слышит, хотя Страуюма-министр земледелия, напомним, и сама в свое время об этом говорила.
До осенних выборов 2014 года правительство под руководством Лаймдоты Страуюмы сумело продать банк Citadele почти за 100 млн. евро. Несмотря на споры вокруг этого события (и даже начатую Генпрокуратурой проверку) после выборов правящая коалиция вновь назвала Страуюму основным кандидатом на пост премьера. Таким образом, чисто технически она перестала быть "техническим" премьером, да простит нас читатель за тавтологию.
Забавный факт — тогда премьер согласилась четыре года работать без повышения зарплаты, а коалиция договорилась зарплаты не повышать, мотивируя это тем, что "сейчас не время". Как мы хорошо знаем, "время" наступило буквально на прошлой неделе. При этом в 2014 году Страуюма заработала и получила в виде пенсии более 50 тысяч евро.
Новый состав правительства под руководством Лаймдоты Страуюмы был утвержден 29 октября 2014 года, официально президент поручил его сформировать 4 ноября. В новой декларации правительство обещало практически все то же самое, что и в начале года — любители поиграть в игру "найди десять отличий" с треском бы проиграли.
Рейтинг Страуюмы на тот момент составлял 45,2%. Впрочем, конец прошлого года запомнился тем, что в политике не происходило ровным счетом ничего интересного. Ситуацию оживила лишь заочная перепалка Нила Ушакова и Лаймдоты Страуюмы — он назвал премьера "Брежневым в юбке", намекая на застой, а она ответила ему сравнением с Буратино, у которого от вранья увеличивался нос (на самом деле нет, это был Пиноккио).
Несмотря на то, что политические и "престижные" мероприятия за пределами Латвии — удел президента страны, Лаймдота Страуюма сочла нужным лично принять участие в "Марше достоинства" в честь годовщины Майдана в Киеве. В целом она все полтора года своего премьерства неоднократно осуждала "российскую агрессию" и выступала за сохранение санкций против восточного соседа.
При Лаймдоте Страуюме Латвии пришлось отказаться от участия в Expo Milano 2015 из-за массы нарушений и подозрения в нецелевом использовании средств. При ней вскрылась катастрофическая ситуация с многолетними проектами Skolas.lv и Е-здоровье. Правда, все это ей досталось от предшественника. А вот тот факт, что "странные" траты чиновников в последние годы не сильно уменьшились — уже ее сфера ответственности.
За первые полгода второго премьерства рейтинг Страуюмы упал на 3,3 процентных пункта — до 41,8%, а затем продолжил снижаться. Весь 2015 год в правительстве будут вестись дискуссии о приеме беженцев, но озвученная еще в мае позиция Страуюмы останется неизменной — надо принимать, сколько скажут.
Именно при Страуюме и ее кабинете педагоги решились на первую за более чем 15 лет забастовку, оставив детей без новых знаний на один день. В Лиепае ее правительство запомнят по тому, что Liepajas Metalurgs так и не заработал в полную силу, хотя вроде бы прямой вины правительства в этом нет. Вроде бы нет его и в том, что airBaltic потребовались очередные вливания в размере 80 млн. евро, замаскированные под государственный заем. Правда, министра сообщений Матисса премьер все же на всякий случай уволила. В том, что бюджет-2016 получился таким, каким получился, Страуюма тоже своей вины не видит.
Говорят, что лучше всего запоминаются первые и последние строчки, утверждения, события. В случае с Лаймдотой Страуюмой, похоже, это справедливо на все сто процентов. Все будут помнить ее как "технического премьера" — так, как она сама себя назвала в самом начале. И все будут помнить ее последние недели премьерства, когда злые депутаты Сейма "самовольно" повысили ей зарплату. Самое последнее публичное мероприятие Страуюмы как премьера? Открытие банкомата частного банка на задворках родной для премьера Латгалии. Кажется, это символично.