Точно установить количество жертв аварии на Чернобыльской АЭС невозможно: информация об аварии в первые дни была неполной (это, в частности, привело к тому, что в Киеве была проведена первомайская демонстрация), а воздействие на людей на огромной территории оказалось растянутым по времени. Всемирная организация здравоохранения полагает, что авария могла стать причиной смерти до 4000 человек. По другим данным, только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек. Было зарегистрировано 134 случая смерти от лучевой болезни и десятки тысяч случаев заболевания раком щитовидной железы.
В течение нескольких недель после аварии радиоактивное облако пересекло территорию Украины до Балкан, прошло над Центральной Европой и Скандинавией. Везде, где шел дождь или снег, на землю вместе с осадками выпадал и радиоактивный пепел. Латвии (по сравнению, например, с Белоруссией) это почти не коснулось, однако повышенный уровень радиации был зафиксирован и здесь.
Период полураспада иода-131 составляет восемь дней, поэтому сегодня его уровень установить невозможно. Тем не менее, как отмечает Научная комиссия ООН, этот элемент люди могут получить и из воздуха, и с пищей. Иод накапливается в щитовидной железе и может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Радиоактивные изотопы цезий-134 и цезий-137 имеют более длительные периоды полураспада, поэтому их присутствие можно установить и позже. Согласно архивам научных публикаций, самый высокий уровень загрязнения цезием-137 в Латвии был зафиксирован в Курземе, его следы также были замечены во мхах и лишайниках на Видземской возвышенности.
Фактически, информации о загрязнении в Латвии в первые дни нет до сих пор. "Никто нам никаких указаний не давал, — вспоминает события 1986 года Валдис Гаварс, бывший главный инженер Саласпилсского атомного реактора (полный текст интервью с ним будет опубликован во вторник). — Но когда в понедельник мы узнали от шведов, что какой-то радиоактивный выброс был, я вызывал своего помощника-дозиметриста Алксниса и спросил, что показывают его приборы. Он ответил, что в целом повышенного фона нет, но в воздухе могут летать крохотные частицы, аэрозоли (с продуктами деления и активными изотопами), которые разносятся на тысячи километров. Включил приборчик, который через мембрану засасывает воздух — на ткани уже через несколько часов осели частицы, дозиметр защелкал. Если такие частицы попадут внутрь организма, она прикрепятся к органу и облучат рядом стоящие молекулы — это опасно".
Гаварс рассказывает, что вскоре в Латвию начали поступать радиоактивные предметы: "Кто-то из наших был в отпуске на машине, проезжал в 100 км от Чернобыля — потом померил фильтр воздуха в машине — тот зажужжал. В Саласпилс приехала пара, которая во время аварии ехала в поезде Киев-Рига, в их купе подсели, а потом сошли три человека из района Припяти, мы померили их одежду и закричали — раздевайтесь и в душ. К моему знакомому врачу-радиологу приехали две девушки из того района — у них щелкали щитовидки… То тут то там всплывали звенящие мед, рыба, мясо… Контроль шел через министерство сельского хозяйства — руководитель лаборатории хорошо знал свое дело. Позже я получил информацию про "нехорошие" грибы из Курземе — похоже и там был выброс аэрозолей. Но в целом все сведения о радиации в самые опасные дни были обрывочными и эпизодическими".
От мха — к оленям, от оленей — к человеку
Больше всего радиоактивных осадков весной 1986 года выпало в центральной части Норвегии. Большую часть абсорбировали мхи и лишайники, которые зимой являются главным источником питания для северных оленей. В итоге от радиации пострадали жители этого региона — саамы.
Три раза в год саамы сводят оленей в стада, часть животных прививают, часть забивают. Большая часть мяса идет на продажу. Вскоре после аварии были проведены замеры уровня радиации, и выяснилось, что часть оленей получили дозу радиации, представляющую опасность для человека. Часть животных была ликвидирована, остальные попали под регулярное наблюдение.
С учетом того, что саамы крайне зависят от торговли мясом северного оленя, а сам этот продукт популярен в Скандинавии, Норвегия приняла решение увеличить допустимый уровень радиации в мясе до 3000 беккерелей на килограмм (в ЕС этот показатель составляет 600 бк/кг). Уровень радиации в мясе некоторых забитых оленей достигал 140 000 бк/кг.
Предполагается, что в наши дни уровень радиационного загрязнения в этом регионе уменьшился наполовину. Тем не менее, в 2014 году был зафиксирован рост уровня радиоактивного загрязнения северных оленей. Объяснение — в том году в Норвегии был богатый грибной сезон. Грибы тоже абсорбируют радиацию, а олени питаются в том числе и грибами.
Радиоактивные грибы: в 16 раз больше нормы
В начале марта 2016 года Greenpeace опубликовало заявление, в котором утверждается, что и сейчас в магазинах и рынках в России и на Украине продаются продукты питания, уровень радиоактивности в которых превышает норму. Радиоактивные изотопы цезия-137 были найдены в молоке, грибах, ягодах и мясе. В районе Ровно, что в 200 км от места аварии, во всех 50 образцах молока зафиксированы превышающие допустимую норму дозы радиации. В сушеных грибах доза была превышена в 16 раз.
Уровень загрязнения в природе в наши дни наполовину меньше, чем в 1986 году. Тем не менее, потребуется еще несколько веков для того, чтобы продукты питания стали полностью безвредными для организма человека. "За прошедшие годы уровни заражения уменьшились в разы, но незримая опасность для людей остается. Охотники, рыбаки, грибники, производители сельхозпродукции и те, кто покупает у них дары местной природы, остаются группой особого риска", — сказано в отчете Greenpeace (полный текст, PDF)
Смертельная доза за восемь минут
Радиация, которая попала в окружающую среду — молоко, грибы, мох или деревья, — со временем, в течение десятилетий или столетий, придет в норму. Однако то, что находится под саркофагом АЭС, будет представлять для людей опасность еще несколько тысяч лет.
Так называемая "слоновья нога" — поток радиоактивной лавы, который вскоре после аварии постепенно остыл, смешался с бетоном, песком и остатками оболочки реактора и превратился в черную массу, — излучает такой поток радиации, что смертельную дозу можно получить за восемь минут. Несмотря на то, что за 10 лет уровень радиоактивности "слоновьей ноги" (ширина около двух метров, масса составляет сотни тонн) уменьшился в 10 раз, это по-прежнему один из самых радиоактивных объектов на планете.
Строительство саркофага началось в мае 1986 года. В 2017 году планируется завершить строительство второго саркофага, и бывший четвертый реактор накроет двойной аркой. Тем не менее, это место останется опасным для жизни по крайней мере в течение 100 000 лет.
Статья основана на материалах текста Delfi.lv Aizvien bīstami radioaktīvs ir gan piens Krievijā, gan ziemeļbrieži Norvēģijā