1. О каких анкетах мы говорим?
Каждый клиент латвийских банков в этом году получит для заполнения анкету, в которой будет перечень вопросов, позволяющих определить, является ли он политически значимым лицом и должен ли попадать под особый контроль со стороны надзирающих органов и спецслужб.
Анкеты могут быть как "бумажными", так и в виде опроса в интернет-банках.
2. Что за вопросы там будут?
Каждый банк может самостоятельно придумывать вопросы. Как пишет Lsm.lv, в банке DNB, который уже начал анкетирование, задают спрашивают о следующем:
- Каков источник происхождения вашей наличности?
- Каковы средние суммы поступлений наличности на счет в месяц?
- Каковы цели ее использования?
- Какие доходы имеете?
- Если зарплата — укажите компанию.
- Если дивиденды — аналогично.
- Если получаете деньги за сдачу в аренду недвижимости — укажите адрес этой недвижимости.
- Если вы получаете доход, как самозанятое лицо — укажите род деятельности.
- Используется ли счет в банке для сделок третьих лиц?
- Являетесь ли вы политически значимым лицом?
3. Что будет, если не ответить или ответить неправду?
По словам представителей банков, последствия будут такими же, как если бы клиент во время общения с банком указал любую ложную информацию. То есть банк может ограничить работу с клиентом, не предоставлять отдельные услуги, применять повышенные кредитные ставки и т.д. В DNB, например, решили ограничить часть услуг, доступных через интернет-банк. Другие банки могут придумать свои "санкции", либо держать их в тайне, предпочитая "пугать" упрямцев лично, не афишируя это.
4. Могут ли банки задавать уточняющие вопросы после заполнения анкеты?
Да, если посчитают нужным. Поэтому указать "не хочу отвечать" и надеяться, что система это "проглотит", скорее всего, не выйдет.
5. Когда начнется анкетирование?
Банк DNB уже начал. Swedbank обещает начать с 1 июня опрашивать всех новых клиентов, а с 1 декабря — всех своих существующих клиентов. Другие банки пока не уточняют сроки.
6. С какой стати банки вообще задают эти вопросы?
Этого требует новая редакция закона "О легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма", о которой еще на стадии законопроекта мы очень подробно писали. Формально к банкам предъявлены дополнительные требования в рамках процедуры "Знай своего клиента", в том числе и необходимость знать о том, кто является политически значимым лицом, а кто нет. Здравый смысл диктует, что списки таких лиц банкам должны предъявить спецслужбы и надзирающие органы, но по факту от латвийцев потребуют самих себя отнести (или не отнести) к этим лицам.
7. Что это за политически значимые лица?
Как сказано в законе, политически значимыми лицами считаются занимающие высшие должности чиновники, военные, судьи, политики, члены правлений государственных и предприятий и т.д., а также их супруги (в том числе гражданские), родители, бабушки-дедушки, внуки-внучки, братья-сестры. Отдельно упоминаются и лица, которые имеют с указанными выше легко доказуемые деловые "или другие тесные" отношения.
Фактически в понятие "политически значимое лицо" входят не только представители высшей исполнительной, законодательной и судебной власти, а также топ-чиновники и руководители государственных и муниципальных предприятий, но и весь их "ближний круг" из родственников и друзей. Ранее Латвийская ассоциация коммерческих банков предполагала, что в списке политически значимых лиц может оказаться до четверти всех жителей Латвии.
8. Надо ли платить за анкетирование?
Прямо — только своим потраченным временем. Но государство не компенсирует банкам составление анкет, поэтому вся тяжесть выплат ложится на плечи или их акционеров или клиентов. Для последних могут поднять тарифы или цены на те или иные услуги, прямо, конечно же, не объявляя, что они связаны с анкетированием. Банкам надо придумать и напечатать анкеты, реализовать их технически в интернет-банках, обучить свои службы поддержки и т.д. Расходы не называются, но анкетирование и обработка полученных от сотен тысяч человек данных не может быть бесплатными.
9. Что будет с полученной банками информацией?
Она останется у банков. Кредитные учреждения обещают не делиться ею с коллегами (значит, если у человека несколько счетов в разных банках, ему придется заполнять несколько анкет — по числу банков), на эти данные распространяются все правила и нормы, принятые к конфиденциальной информации клиентов.
10. Получит ли государство эти данные?
Автоматически и конкретно эти — нет. Но в Латвии хватает государственных структур, которые могут обратиться к банкам с конкретным запросом и получить нужные данные. Поэтому заполняя анкету, надо предполагать, что все сказанное банкам рано или поздно окажется в распоряжении государства. Однако в этом смысле анкетирование ничем не отличается от любых других случаев общения с банками.
11. Что со мной будет, если я признаю себя политически значимым лицом?
Банки обещают, что с их стороны ничего не изменится. Изменится ли отношение со стороны государственных структур — это вопрос к ним.
12. Статус этого самого лица — на всю жизнь? Будет ли повторное анкетирование?
Закон предполагает, что человек (и его окружение) является политически значимым лицом пока занимает важную должность, а также спустя 12 месяцев после ее оставления. Это значит, что часть клиентов банков — тех, что признали себя политически значимыми лицами — могут попросить еще раз пройти анкетирование спустя какое-то время. Вряд ли снова заполнять анкеты попросят всех подряд. Это дорого.
13. Это латвийское ноу-хау?
Ассоциация коммерческих банков утверждает, что нет — похожая система работает во многих странах Европы и всего мира.