f64_elektriibas_sadardzinasanas_110130_005
Fоtо: F64
Латвийские потребители платят за "зеленую" и "незеленую" энергию дороже, чем Эстония, которая блаженствует на дешевых горючих сланцах и тесных связях с Финляндией. Как так получилось и чего ждать в перспективе — об этом порталу Delfi рассказала руководитель по развитию Prudentia Energy Markets Анна Розите.

Несмотря на то что в этом году цены на электричество в Латвии заметно снизились, в редакцию Delfi не перестают поступать просьбы и требования объяснить, доколе цена на электричество в соседней Эстонии будет существенно ниже латвийской. К примеру, участник поэтического объединения "Орбита" Сергей Тимофеев даже облек свою просьбу в поэтическую форму:

Нет, не телята мы, и дух наш в дуб не ввергнут,
Пойдем, Кристин, бодаться с Latvenergo!

Эмоциональность потребителей вполне оправдана. Казалось бы, страна с населением около двух миллионов (Латвия) должна быть более привлекательной для продавцов чего бы то ни было (в том числе и электричества), нежели территория с числом жителей в 1,3 млн?! Но статистика свидетельствует об обратном. А раз все наоборот, что-то тут не чисто.

Исторически энергетические системы балтийских республик были частью общей энергосистемы СССР, благодаря которой значительную часть дешевого электричества Латвия получала от построенной на союзные деньги Игналинской АЭС. Так оно и продолжалось после развала Союза, пока Игналину не признали недостаточно безопасной и не закрыли. В итоге из страны с избытком дешевой энергии мы стали страной с ее недостатком. То есть обеспечить себя электроэнергией без привлечения зарубежных источников Латвия может, другой вопрос — сколько это будет стоить. Ответ: пока, дороже, чем в Эстонии.

Впрочем, переплачиваем мы не только по объективным причинам, но и по собственной "мудрости" — наши политики создали одну из самых невыгодных для народа систем обязательных закупок возобновляемой "зеленой" энергии (ОЗК — обязательная закупочная компонента) и взяли на себя повышенные обязательства по ее производству. Уже сегодня мы платим больше, чем эстонцы.

То ли еще будет: обязательство не повышать уровень выплат ОЗК правительство взяло лишь до конца следующего года (недостающие деньги идут из бюджета), а не выдавать новых лицензий производителям возобновляемой энергии — до конца 2018 года. И то правда, зачем портить картинку к выборам и 100-летию Латвии?!

Эмоциональную версию причин латвийского электрошока от известного журналиста, преподавателя экономической географии ЛУ Юриса Пайдерса читайте здесь.

А в этой статье - аналитический разбор причин и следствий рекордных латвийских цен на электричество и советы по экономии денег от Анны Розите.

От чего зависят цены на электричество и надолго ли они 'упали'?

Fоtо: Pixabay
Цена состоит из трех частей: стоимости самой энергии (рыночная + наценка продавца), платы за доставку Sadales tīkls и ОЗК (платы за энергию, которую государство обязалось закупать по повышенным тарифам у производителей из возобновляемых источников — природного газа, ветряков, биогаза, биомассы и т.д.).

Свободный рынок, на который Латвия полностью вышла в прошлом году, определяет лишь первую часть. Она зависит от цен на энергоресурсы (газ, уголь и т.д.) и производство электричества, а также от возможностей доставки — через соединения между производителями энергии и потребителями. По информации Анны Розите, с доставкой у нас и случилась проблема номер один.

Сегодня Латвия — часть энергосистемы скандинавского региона Nord Pool Spot, в который входят все страны Скандинавии и три балтийских республики.

Увы, соединению между Эстонией и Латвией пока не хватает мощности, чтобы закупать всю дешевую энергию от Эстонии, у которой есть свой источник — горючие сланцы. Дополнительное соединение планируют построить лишь в 2020 году — в проект инвестируют десятки миллионов.

Сравните: в прошлом году средняя цена Nord Pool Spot в Эстонии была 31,08 евро за МВт/ч, а в Латвии — 41,85 евро за МВт/ч. Разница больше 10 евро за МВт/ч!

Зато в этом году Литву соединили со Швецией, а в прошлом — с Польшей, что позволило нашим западным соседям получить более дешевую энергию взамен игналинской, а нам — закупать через них фактически на равных. Но все же, пока Эстония в более выигрышном положении.

Сравните: средние цены Nord Pool Spot на первые пять месяцев 2016 года в Эстонии цена — 30,6 евро за МВт/ч, а в Латвии — 34,6 евро за МВт/ч. Разница заметно сократилась. Хоть соединение со Скандинавией периодически ломается, но оно дает доступ к производителям очень дешевой энергии атомных, угольных и гидроэлектростанций.

На цене электричества с отложенным эффектом отражается и падение цен на нефть и газ, которые сегодня на низшем уровне. А поскольку значительную часть электричества Latvenergo вырабатывает из природного газа, минимум 6-9 месяцев (период смены нефтегазовых котировок) мы еще сможем наслаждаться эффектом от этих приятных цен.

Есть ли обещанная конкуренция цен на энергорынке Латвии?

Fоtо: Sputnik/Scanpix
Есть, но не про частных потребителей честь.

В секторе крупных потребителей-предприятий, по сведениям Анны Розите, конкурируют более десяти поставщиков, из которых пять — серьезные и активные игроки. Их цены и предложения существенно отличаются. Они готовы рисковать. Например, если продавец энергии решает, что снежная зима сулит к весне много дешевой энергии от ГЭС, он может заранее обещать снизить цены, чтобы привлечь к себе покупателей.

Увы, желающих продавать энергию отдельным домохозяйствам Латвии — существенно меньше. Наше законодательство опутало этот рынок несметным количеством бюрократических процедур и ограничений. Их цель благая — защитить потребителей от всяких неожиданностей. Но в итоге продавать энергию домохозяйствам — большому количеству потребителей с небольшой наценкой — становится дорогим удовольствием.

В выигрыше обладатели мощной клиентской базы, которая позволяет достучаться до каждого. В итоге около 80% частных потребителей покупают энергию у Latvenergo и лишь пятая часть — у других поставщиков. На сегодня это Baltcom и эстонская "дочка" 220 Energija (список всех игроков латвийского рынка - здесь).

В Эстонии активных игроков на рынке домохозяйств — больше. Там около 35% частных потребителей готовы менять продавцов как перчатки, в погоне за лучшими ценами. Но в Эстонии и другие условия игры для продавцов. К примеру, в Латвии продавцы энергии должны включать в свои счета стоимость услуг Sadales tīkls и ОЗК. В Эстонии все счета отдельны, а значит, если домохозяйство вдруг перестает платить, то продавец не должен отвечать за сумму неуплаченную распределительным сетям и производителям "зеленой" энергии — его риски ниже.

Популярный вопрос: как конкуренты Latvenergo снижают цены, если сами не производят энергию? Да, в отличие от Latvenergo, Baltcom энергию сам не производит, но он может закупать ее на свободном рынке, играя с биржевыми ценами. Ведь и компания Latvenergo далеко не всю свою энергию производит сама: энергия ГЭС носит сезонный характер — ее пик приходится на весну и осень. ТЭЦ работают преимущественно зимой и летом.

То, что продавец вполне может предложить конкурентоспособную цену без своей производственной базы, показывает пример компании INTER RAO Latvia — у него нее нет своего производства, но она весьма конкурентоспособна. Правда, на рынке крупных потребителей-производств.

Зачем нужна 'зеленая' компонента и почему в Латвии она такая дорогая?

Fоtо: PantherMedia/Scanpix
По Киотскому протоколу страны ЕС обязались снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. В том числе, за счет того, что к 2020 году на территории ЕС не менее 20% электроэнергии должно быть "зеленой". Каждая страна установила свой уровень. Латвия взяла повышенные обязательства — 40%, круче нас только Швеция, но она собирается добиться запланированного за счет дешевых и экологичных АЭС. Уже сейчас мы 38-39% энергии производим из возобновляемых источников (большая часть — на даугавских ГЭС).

На парижском саммите по экологии в прошлом году было принято решение на достигнутом не останавливаться — к 2030 году страны-участницы ЕС должны будут увеличить "зеленую" компоненту. Кто будет платить? Ответ очевиден.

Сегодня в Латвии ОЗК составляет 26,79 евро за МВт/ч. Мы за "зеленую" энергию платим больше, чем эстонцы. Там политика субсидирования была дальновиднее: цена закупки была сразу связана с биржевой ценой энергии, к которой назначена доплата за "зеленость". Поэтому там производители сразу старались задействовать самые дешевые для Эстонии источники "зеленой энергии" — ветер и биомассу.

В Латвии на старте поддержка "зеленых" была более щедрой и неосмотрительной. В итоге у нас появилось множество мелких ГЭС и станций когенерации, которые работают на том же природном газе, только параллельно с электроэнергией производят тепло, что "зеленее". Лицензии на производство такой энергии выдавали направо и налево до 31 декабря 2013 года. Когда спохватились, наложили мораторий — сперва до конца 2016 года, потом — до конца 2018. И все равно сегодня таких производителей более 400.

Для каждого "зеленого" производителя назначен свой срок, в течение которого государство будет ему помогать — 10-20 лет. Поскольку строить "зеленые" станции начали с 2007 года, для существующих производителей срок поддержки закончится в районе 2033 года, а до того мы им должны платить.

Цена на "зеленый" товар для каждой станции определяется по формулам, которые зависят от оборудования, мощностей, лишь у некоторых они завязаны на биржевые цены электричества. Но все эти закупки гарантированы. В то время как в Швеции и Норвегии "зеленые" цены регулирует конкуренция между "зелеными" производителями, возможны даже аукционы — кто меньше цену предложит, с тем и заключают контракт.

Также в наш ОЗК включены расходы по производству энергии на принадлежащей Latvenergo рижской TEC-2. Крупная станция на природном газе строилась во имя усиления безопасности энергоснабжения Латвии — мол, если вдруг какие-то соединения с соседями выйдут из строя, энергии этой станции хватит, чтобы обеспечить первостепенные нужды страны. Это было политическое решение, но реально станция неконкурентоспособна по ценам и опутана долгосрочными кредитами, которые отдают за счет рядовых потребителей.

Справедливости ради во многих странах ЕС частным потребителям приходится за "зеленость" платить еще больше. Например, в Германии. Но это делается с дальновидным прицелом. Там за счет домохозяйств от обязательства платить "зеленую" компоненту освободили производителей промышленных товаров, иначе им трудно выживать на мировом рынке. Ведь у конкурентов из Китая и Бразилии никаких ОЗК и в помине нет. А если производители в выигрыше, то и всей стране хорошо — они создают больше рабочих мест с большей оплатой.

В Латвии все платят одинаковый ОЗК — и промышленники, и домохозяйства, что сказывается на конкурентоспособности наших товаров и экономике страны. Политики боятся поднять ОЗК для своих избирателей, освободив от нее промышленность. Накануне выборов они этого делать точно не будут. Правда, с этого года некоторые промышленники смогут получить скидку по ОЗК.

Может ли 'зеленая компонента' вырасти еще?

Fоtо: Shutterstock
Пока в Латвии действует политическое обязательство не повышать уровень ОЗК до конца следующего года. Но после этого, скорей всего, повышений не миновать.

Уже сегодня на доплаты "зеленым" энергетикам, в ОЗК от потребителей, приходится доплачивать 30-40 млн. евро из бюджета (они резервированы из прибыли Latvenergo), а если количество "зеленой" энергии вырастет, то неясно, кто будет компенсировать увеличение разницы.

То есть следующий год еще живем, а после выборов — посмотрим.

Можно ли сказать, что производители "зеленой" энергии как сыр в масле катаются - ничего не надо делать, за все заплачено? Не совсем. В какой-то момент министерство экономики осознало, что было выдано слишком много лицензий — на рубеже 2012-2013 годов число производителей "зеленой" энергии выросло в разы, а траты крупных потребителей за ОЗК доходили до сотен тысяч евро в год. Производителям стало не продохнуть.

Решили ужесточать режим. Внимательно исследовали все лицензии и аннулировали их за малейшую провинность. В 2014 году ввели налог на субсидированное электричество, который снизил доход "жирующих". Так что инвестировали они на одних условиях, а теперь работают в других.

Еще один печальный момент: многие производители энергии на биогазе и биомассе получали доплаты по формуле, привязанной к ценам на энергию от природного газа. Пока цены на газ росли — доходы биопроизводителей тоже стремились ввысь, а когда цены упали, для многих стало проблемой даже платить по кредитам.

Как экономить на электричестве

Fоtо: EPA/LETA
Советы от руководителя по развитию Prudentia Energy Markets Анна Розите:
  • Сравнить предложения всех продавцов энергии — например, на странице www.elektroenergija.lv. В зависимости от потребления вашего домохозяйства, посмотреть предложения всех продавцов и их разные тарифные планы –фиксированные (связанные со средней предполагаемой ценой на будущий год плюс надбавка за риск, потому что продавец рискует, заранее называя цену) и динамичные (колеблющиеся каждый месяц вместе с биржевыми ценами). Скажем, в динамичном плане цена в январе может быть 50 евро за МВт·ч, а в теплые месяцы — ниже 30 евро за МВт·ч.
  • На динамичный план имеет смысл обратить внимание домохозяйствам с потреблением больше 200 МВт в месяц. И в этом случае дополнительная экономия возможна, если правильно расходовать электричество, скорректировав свои привычки.
  • Скорей всего, для таких домохозяйств Sadales tīkls уже установили "умные" счетчики, которые снимают показания потребления по часам (если нет — можно заказать, это бесплатно). В этом случае, можно сэкономить, подписавшись на план со сниженными "ночными тарифами", и стараться расходовать больше энергии с 23.00 до 7.00 и по выходным (скажем, запускать стиральную машину, посудомойку, электробатареи и т.д.) Это выгодный вариант, если весь день в квартире никого.
  • Рекомендую подумать и об энергоэффективности вашей квартиры и дома — небольшие вложения позволят сэкономить весьма существенно. Эффективные лампочки и электроприборы, утепление и т.д. Latvenergo регулярно проводит бесплатные семинары по энергоэффективности.
  • Также не стоит забывать, что с этого года Sadales tīkls будут взымать ежемесячную плату за подключение и с тех домохозяйств, которые не расходуют электричество. Например, если дачей вы пользуетесь три месяца, то теперь платить надо будет весь год. Подумайте, стоит ли вам сохранять подключение.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !