1 июля исполняется ровно семь лет, как у руля Риги стоит Нил Ушаков. Принимаемые им решения так или иначе отразились на жизни всех рижан, но одно дело — ощущать это на собственной шкуре "здесь и сейчас", а другое — увидеть в семилетней перспективе с помощью цифр. Холодных и беспристрастных, то есть — нелицеприятных.
Отметим, что в нашей выборке, безусловно, присутствует доля субъективизма. Хотя бы потому, что Центральное статистическое управление ЛР лишь часть данных дает в разрезе отдельных городов (включая Ригу), а большая часть сведений охватывает сразу всю страну. Поэтому для равновесия мы отправляем всех желающих на сайт Рижский думы для изучения публичных годовых отчетов, в которых представлены те цифры и графики, которые хочет показать само самоуправление.
1. Мифы: "Рига — для русских", "молодежь уехала", "школы массово закрывают"
Статистика эффективно разбивает большинство этнических мифов, начиная с того, что "русский мэр" привлекает в столицу только русских и заканчивая тем, что все латыши уехали на заработки в Ирландию. При Ниле Ушакове доля латышей в столице неуклонно растет — за пять лет выросла на 1,5 процентных пункта и уже превысила показатель 1959 года. Доля латышей в населении Латвии за последние пять лет выросла лишь на 1,3 процентных пункта.
Молодеет ли население Риги? Эти графики говорят, что уж точно не стареет. Мы выбрали восемь возрастов — от младенцев (0 лет) и первоклашек (7 лет) до совершеннолетних, зрелых взрослых людей и пожилых. Число детей в Риге "при Ушакове" растет, число зрелых работоспособных людей не уменьшается.
Обращает на себя внимание резкое сокращение числа тех, кому 18 лет, но объяснить это можно, вероятно, общей "демографической ямой" 1990-х годов. Чтобы проверить эту теорию, мы построили отдельный "детский" график.
Много ли школ закрыли в Риге за семь лет? Если считать с 2008/2009 учебного года — ровно 13. Одновременно город "потерял" 4,5 тысячи школьников.
Рига "в вакууме" — это хорошо, а в сравнении с другими крупными городами Латвии — лучше.
Если не знать контекст, то может показаться, что гораздо хуже при Ниле Ушакове пришлось рижским библиотекам. В 2010 году их число сократили на треть, а потом закрыли еще две. Но за судьбу библиотек — после появления "Замка света" — мы бы так сильно не переживали.
2. Квартирный вопрос их испортил? А заодно и дорожный
Рынок новой недвижимости за семь последних лет и близко не подобрался к показателям "жирных лет". Хотя, справедливости ради, отметим, что остальные крупные города Латвии явно в другой весовой категории. Рекордсмен — Юрмала — по количеству "метров" в 2014 году показывал лишь около 40% от рижских цифр.
Чем рижане могут "гордиться", так это тем, что платят за обслуживание жилого фонда больше всех в Латвии. Правда, если считать евроценты за метр, то плата за последние семь лет в Риге выросла меньше, чем в среднем по стране. И все равно в Латгалии жилье по-прежнему обходится более чем в полтора раза дешевле.
Что происходит со строительством и содержанием дорог? Если коротко, то статистика говорит: Рижское самоуправление все больше тратит на содержание старого и все меньше — на строительство нового. При этом на фоне других самоуправлений (данных по Вентспилсу и Лиепае, к сожалению, нет) столица выглядит настоящим гигантом, конкуренцию которому может составить разве что осваивающий европейские фонды Даугавпилс.
3. Когда финансы поют романсы о сладкой рижской жизни
Разговор о деньгах в Риге не грех начать с "бюджетников" — людей, которые получают зарплату из налогов рижан. Какой из крупных городов щедрее всего оплачивает труд муниципального работника? Нет, не Рига. Рига лишь на четвертом месте.
Но работники самоуправлений тут исключение. Если мы посмотрим на доходы т.н. домохозяйств — именно их обычно упоминают во всевозможных отчетах — то столичные семьи впереди Латвии всей. Вместе с теми, кто живет в Рижском районе.
"Погодите, ведь жизнь в Риге такая дорогая!", — воскликнет иной рижанин. И будет прав только отчасти — это не жизнь дорогая, это привычки другие. Вот графики, которые наглядно показывают, как отличалась структура расходов среднестатистического рижанина и латгальца в 2014 году. Кстати, интересно, что по сравнению с 2009 годом ситуация изменилась очень мало (поэтому мы эти данные и не приводим) — выросли только суммы. То есть "черные дыры", в которые утекают все деньги рижанина, в "эпоху Нила Ушакова" остались ровно теми же.
Последний график, кажется, прекрасно отражает реакцию рижан на появление множества велосипедных дорожек, полос для общественного транспорта и массовую закупку трамваев и троллейбусов. Ну, или, если хотите — то, как кризис 2008 года разбил мечты жителей столицы о европейском уровне жизни. Хотя бы и в кредит.