Если предыдущий посол Александр Вешняков встретился с прессой на второй день своего пребывания в Латвии, то Евгений Лукьянов — через полгода. Причем в один день и одно время с приехавшим в Ригу на семинар оппозиционером Михаилом Касьяновым (интервью Касьянова Delfi). Посол сообщил, что не знал о планах Касьянова: "Я не слежу за его передвижениями — он свободный человек, насколько мне известно, даже уголовных дел за ним в России нет. За мою недолгую историю работы в вашей стране у меня была одна встреча с ним — я выходил из одного заведения, а он туда входил… Мы поздоровались, и лишь потом я сообразил, что он Касьянов, надеюсь, он не сообразил, что я — Лукьянов. Это неудивительно: ведь я — посол Российской федерации, а он более не премьер".
На вопросы латвийских журналистов Евгений Лукьянов ответил с оговорками, что "дипломату язык дан, чтобы скрывать свои мысли", "я тут не созидатель, а наблюдатель, должен доложить своему правительству и президенту, что здесь - стОит, а здесь — не надо" и "ребята мы незлобивые, но память у нас хорошая".
Про свою биографию. Биография человека — это строчка между рождением и смертью, а остальное — расшифровки. Если бы мою биографию читали кадровики советского времени, они бы сказали, что я летун. Я Стрелец по знаку, человек увлекающийся… Например, сейчас мне интересно работать послом в Латвии. Знаю, что меня хватает не больше, чем на пять лет, потом перегораю, становится неинтересно…
Про роль Латвии во внешней политике России. На вашем телевидении меня спросили о роли Латвии в геополитических интересах России. Я не смог дать ответ. Попросил переформулировать вопрос: какую роль в геополитических интересах Латвии играет Россия? Думаю, я ответил на вопрос. Мы соседи, исторические соседи. Наши культуры переплетены. Наше бытие определено раз и навсегда. Повторю фразу Наполеона: география — это приговор, но необязательно обвинительный…
Про "прифронтовую" роль балтийских стран. Насколько я знаю, Латвия на Россию нападать не собирается. Как нам объясняют, НАТО – исключительно оборонительный военно-политический блок. Другой вопрос, от кого он обороняется?.. В 90-е годы холодная война закончилась распадом Советского союза и крахом социалистического эксперимента, но мирного договора по итогам холодной войны заключено не было. Следовательно, не определилась формула послевоенного устройства мира… Наши западные партнеры (или оппоненты?) посчитали свою победу бесспорной — коммунизм и Империя зла рухнули, народы освободились от гнета… Можно ставить точку.
Мы соглашались с этим, не настаивали на мирном договоре — была лишь одна просьба, которую на бумагу мы, увы, не положили. Нам обещали, что НАТО на восток распространяться не будет. Но сегодня страна НАТО Эстония находится в 140 км от моего родного Петербурга. Нас обманули. Не в первый раз. И когда мы говорим "как же так?", нам говорят: а вам администрация какого президента это обещала? Вот к нему и обращайтесь. У нас же демократическая страна. Президенты меняются, отношения к разным вопросам меняются — все в ротации.
Если из этого исходить, то можно подумать, что на восточных флангах НАТО, куда входит и Латвия, создается оборонительный рубеж против агрессивной России… Подумайте, хорошо ли быть этим рубежом, прифронтовые ли вы государства или тыловые? Для нас это не имеет большого значения… В нашем Минобороны, я специально узнавал, на мой вопрос о потенциальной угрозе, которая может исходить с территории прибалтийских государств, ответили: угрозы как таковой от вооруженных сил этих стран исходить не может. Их надо еще увидеть. Угроза идет от инфраструктуры НАТО, размещенной на территории этих стран…
Не знаю, сколько дивизий в планах НАТО подлежит развертыванию в Латвии, но боевые гусарские подразделения из 450 канадцев и прочих шведов, размещенные в Адажи, конечно, угрозы для России не представляют. Зато это больше проблемы для территорий, на которых размещаются эти инсталляции иностранных вооруженных сил — они становятся объектами и целями для российских вооруженных сил.
Про то, что может предложить Латвия России. Прежде всего, инфраструктуру. Это порты, перевозки, все, что связано с транзитом российских грузов в и из Европы. То же — с планами Латвии по поводу проектов с Китаем, Индией, Ираном… Я прочитал, что в конце прошлого года в Ригу прибыл поезд из Китая. Замечательно, только по территории Латвии этот поезд сколько проехал? 250 км. А сколько тысяч он прошел по российской территории? И это налаживание отношений с Китаем? Хорошие отношения с Россией выгодны и для отношений Латвии с Китаем. В этом мире все взаимосвязано. Нельзя сделать глобус одной страны.
Про бюджет Латвии. Бюджет Латвийской республики — не самая богатая нива. Его пополнение должно быть системным и серьезным обстоятельством.
Про санкции для "пищевиков" Латвии. Могу только пожалеть ваших "пищевиков". Сомневаюсь, что Латвия самостоятельно может тут что-то сделать… Зато санкции, введенные в России, привели к фантастическим результатам в нашем агросекторе. О таких темпах роста сельхозпроизводства мы и мечтать не могли — он всегда был черной дырой. Сейчас в России существует влиятельное и эффективное лобби, которое требует от российского правительства сохранить санкции и не давать послаблений.
Про санкции от Запада. Больше всего нам нравятся обоснования продления санкций: в 2014 году говорили "аннексия Крыма, Россия вторглась в Украину". Потом возникло такое явление, как минские договоренности — говорят, что "Россия их не выполняет, она — страна-агрессор". Я бы хотел узнать, что делают семь 7 млн украинцев на нашей территории — они же не военнопленные. Это 2,5 млн беженцев из восточных регионов и 5 млн гастарбайтеров. Они зарабатывают деньги в стране-агрессоре! Значит, они — коллаборационисты, предатели, их надо подвергнуть люстрации по возвращении на Украину? Причем они находятся в России без виз и ограничений по перемещению.
Как нам выполнить минские договоренности? Мы — не сторона конфликта на Украине. Там нет наших вооруженных сил. Можете себе представить российскую армию, которая бы 3,5 года топталась на востоке Украины — это не в характере доктрин российской армии… Но это увязывается с экономическими санкциями. Они стали инструментом политической работы наших партнеров на западе. Ушедший Обама напоследок доложил: экономика России в руинах. Берлускони очень хорошо однажды на эту тему сказал: "Этот загорелый американский президент очень конкретен в своих оценках".
Про чрезмерные старания Латвии. Ваша страна добросовестно выполняет все стандарты санкций. А в московской области открывается завод Volkswagen по сборке немецких авто. Германия не солидарна с санкциями? Солидарна, только своя рубаха ближе к телу. Германия потеряла от санкций 300 000 рабочих мест. Умножьте на четыре человека в германской семье — это полтора миллиона человек. И это в год выборов такая нагрузка на социалку. Американская корпорация Boeing по-прежнему закупает в России комплектующие из титана, если мы прекратим им продавать, то забудем имя "боинг". Если американскую космическую программу — военную и гражданскую — не подпитывать нашими двигателями Р-180, то она остановится. Не могут они сами сделать движки, которые бы позволяли бы запускать ракету того тоннажа. Это в интересах Пентагона и науки. Выполняют санкции только те, кто не может от этого отказаться.
Однажды я общался с одним наследным принцем, он посетовал: с американцами так трудно работать… У нас с Ираном были устойчивые взаимные торгово-экономические связи на 80 млрд долларов. Вдруг американцы говорят: вы несолидно себя ведете, Иран — страна такая, подумайте! Мы в четыре раза сократили товарооборот с Ираном. Кто свободных 60 млрд заполнил? Американцы. Бизнес есть бизнес.
Про выигрыш российских банков. Санкции создали нам проблемы прежде всего в банковско-финансовой сфере. Наши банки не имеют возможности рефинансирования под низкие проценты. Им приходится работать в жестких условиях… Теперь Центробанк вычищает "мелочь", созданную, чтобы из одного кармана в другой переложить и на этом заработать. Зато стрессоустойчивость наших банков вписывается в мировые стандарты.
Про нехватку сыра с плесенью. Кричали, что не с чем будет людям "Мадам Клико" пить — сырная тарелка оскудеет. Но кому сыр с плесенью так дорог — поезжайте в Париж, три часа, поешьте сыру, и возвращайтесь в свою деревню. Но если сыр — не главное, то его можно сделать и в России. Да, у нас он пока дороже, чем в Латвии, нам надо закупать оборудование в Италии и присадки разные с червяками… Зато тут я уже не раз сталкивался с реальными трагедиями местного бизнеса, которых санкции просто выкинули на обочину. Не мы это начали. Получается, вас наказали больше. Это — по справедливости, в рамках нового Союза, в который вы имели честь вступить, с чем вас и поздравляю.
Про инвесторов Латвии. Как ни парадоксально, но главный инвестор Латвии — российские деньги, правда, они могут называться кипрскими, быть из офшоров — это те деньги, которые у нас украли в 90-х, отмыли, а теперь размещают в наиболее привлекательных точках рынка… Так что мы не утратили интерес к латвийскому рынку. Но есть понятие экономической политики…
Не дам я ни копейки в страну, где я не понимаю, что будет завтра. А я не понимаю, что тут будет завтра. Пытаюсь считать риски (я умею — 15 лет работал в банке), но где тут предсказуемость, налоговая реформа, работающий механизм? Где ваш Госплан? Мне даже неловко отвечать на этот вопрос… Гранты — это замечательно, но они никогда не покрывают 100 процентов стоимости проекта. В лучшем случае — 50%. Откуда привлекать остальные? Евробондами? Это долговые обязательства, которые уже сейчас в Латвии на миллиард выпустили с начала года, весь бюджет Риги — придется отдавать с процентами, а за счет чего?
Мы это уже проходили, а вы все живете в иллюзии невидимой и всемогущественной руки рынка. Дай вам Бог, чтобы у вас получилось, а у нас как-то не склалось. Вовремя остановились. Что-то утратили безвозвратно, а главное, что наш народ утратил, это уверенность в завтрашнем дне, основу стабильности любого государства…
Про "Северный поток-2". Есть такой персонаж в русской литературе — унитерофицерская вдова, которая сама себя высекла. Если вам настолько хорошо, что 25 млн долларов не надо. Если политические страшилки доминируют над здравым смыслом и рукой рынка, то зачем потом говорить, что тут примат рыночной экономики? Извиняйте, как говорят в одной соседней стране, но это не наше дело. Участвуют финские, шведские и германские порты — там положат трубы и там не будет русских шпионов, никто никого не скомпрометирует. Но это будет без вас.
Про товары Made in Russia. Номенклатура нашей промышленности соотносится со всеми номенклатурами товаров, которые производятся в мире. Единственное, что мы не производим руками — это дороги. А дураков делают другими частями тела. С этим у нас нормально. Не могу сказать, чего в России не хватает. Денег, может? Но мы их сами печатаем и напечатаем, сколько надо.
Про нелюбовь к России. Говорят, что нас не любят. Но мы ведь не девушки, чтобы нас любить. А если сами кого-то полюбим, то уж на всю жизнь. Хотя, если вдруг разлюбили — можно уйти, как это сделала Прибалтика. Причем в соответствии со сталинской Конституцией. И по оценке юристов середины 30-х, это была лучшая Конституция, которая когда-либо была придумана. Я не говорю о применении — говорю о декларациях. Но по самой важной части, вплоть до самоопределения, она оказалась эффективной и сработала.
Про ценности России. Даже демократия в России есть, но она своя — не такая, как в Европе. Может, вы мне ответите, что такое европейские ценности? Вы ж Европа, а мы — нет. Как Путин сказал, я-то — не европейский лидер. Догадались, о чем он? Он — глобальный лидер, а Европа — это так, рядом. Когда я слышу определение "европейские ценности", впадаю в ступор. Я знаю 10 заповедей, знаю библейские ценности и ценности, направленные на самосохранение, развитие, ограждение морали, нравственности, порядочности…
Если ценность, это гей-Европа, то у нас — разные ценности. У нас есть Феврония, семья, патриархальность — мы такие, отсталые… Может, я и возомнил о себе многое, но не хочу, чтобы трогали моих детей и внуков. Тут я покажу такое лицо! Поскребите любого русского — увидите скифа.
Да, леди Гамильтон каталась нагишом по Лондону и вызывала большой интерес к себе, но это не значит, что это должно быть нормой. Если нам говорят, что в Чечне притесняют геев… жаль, что тут нет ни одного чеченца — вы бы услышали, что по этому поводу настоящий чеченец может ответить.
Про претензии к российской демократии. Если претензия, что в России притесняют меньшинства, то все идет в соответствии с законодательством страны, в которой мы живем. Если мы законопослушные граждане, значит, государство — цивилизованное: dura lex, sed lex — закон суров, но это закон, по-другому быть не может. Если мы говорим о том, что у нас разогнали демонстрацию и по этому поводу возникает волнение в крови хранителей консолидированных ценностей, то вы когда-то видели, как разгоняют демонстрацию в Лондоне, Париже и Нью-Йорке? Думаю, большой разницы нет, если все происходит в рамках закона. Если митинг санкционирован — его никто разгонять не будет, если не санкционирован и проводится — власть имеет право применить силу. Это называется демократия. Ничего лучше пока не придумали. Хотя проще всего — монархия. Тут, вообще, никаких вопросов.
Вы хотите сказать, что Америка — демократическая страна? Хотите сказать, что права нацменьшинств там уважают? Что, там демократическая процедура избрания государства? Как, кстати, и в Латвии: у вас президентское кресло стоит 51 голос — это демократия? А наличие неграждан — это тоже демократия?..
Мы не претендуем на то, чтобы кого-то лечить, но нас все время лечат. Говорят: вам надо сделать так и так, а если плохо будете себя вести, то мы вас санкциями накажем. Это разговор строгой школьной дамы в какой-нибудь "петершуле" с неразумными туземцами, которые не понимают, что такое "орднунг" — их надо палочкой стукнуть или в угол поставить. Ну поставьте вы в угол Россию — нам будет так хорошо и спокойно, когда от нас все отвяжутся. Мы ни к кому мне лезем со своими рецептами, не говорим, что хорошо и что плохо, а просто говорим, что мы с этим несогласны. Это нормальное проявление цивилизованного общения.
Если нас пытаются заставить что-то сделать, то у нас богатая история ответов на такие попытки — не дай бог, никому не понравится… Говорите, что мы сейчас — страна-агрессор, аннексировали Крым, отчленяем восток Украины, ведем бои на подступах к Киеву… должен вам сказать не для печати, что на соответствующем уровне политических контактов про Крым никто не вспоминает. Про Луганск и Донецк — да, а про Крым — неловко вспоминать, там было все корректно, это вам не Косово и не заморские департаменты высокодемократических государств. Донецк и Луганск — большая проблема, и ее надо решать. Но не нам, а Киеву и этим регионам.
Про военные маневры. На недавние учения "Удар саблей" в Прибалтике и возню с партизанами типа зарницы в Литве — у нас и не почесался никто. Когда там спецоперацию решили провести по проникновению зеленых человечков — по барабану! А если по арифметике: в Эстонии в мероприятии подобного плана участвовали 9000 военнослужащих стран НАТО, а в наших учениях (Россия-Белоруссия) будет 6000 солдат. Понимаю, что в Эстонии нужно больше — там своей армии не увидишь, а тут пацаны походят в форме и жвачку кому-то подарят, а может, и будущее… Не знаю.
Про "учения" в Сирии. У нас есть еще одна точка, где мы проводим широкомасштабные учения — это в Сирии… Там наши вооруженные силы очень наглядно и конкретно проводят тренировочные мероприятия в реальных условиях современного боя. Причем расходы по их пребыванию там и боеприменению идут из статьи бюджета Минобороны "на военные учения". Ни копейки больше никто никому не дает. Мы в России уже лет 25 как научились деньги считать — очень тщательно.
Про неотзывчивость латвийского Минобороны. Мы министра обороны вашей страны пригласили в Москву на международную конференцию по военной проблематике — у него не нашлось времени. Присутствовал военный атташе. После прошлогодней встречи с представителями вашего Минобороны мы пригласили латвийских военных посетить с инспекцией вертолетный полк в Псковской области, который беспокоит Латвию, никто не поехал, отказались. А чего бояться-то? Если уж вы приехали, то точно уедете. Это же не Сибирь, хотя и оттуда возвращались.
Про узнаваемых в России латвийцев. В России знают лишь одно имя руководителя муниципального образования Латвии — это мэр города Риги. Больше ни одного руководителя на политическом обороте Российской федерации мне неизвестно… Есть еще какие-то побратимские связи, на уровне конкретных городов и областей. Допустим, я с удивлением узнал, что один из городов Латвии имеет побратимские связи с Петроградским районом Санкт-Петербурга… Правда, говорят, заглохло что-то. Поеду в отпуск — напомню.
Про промывание мозгов латвийцев. Я был поражен, что по статистике 60% населения Латвии, вне зависимости от политического и гражданского статуса, уверены в том, что Россия нападет на Латвию. Это прекрасный пример промывания мозгов без участия российской "мягкой силы". НАТОвские стратеги подсчитывают, сколько часов продержатся передовые части НАТО до подхода сюда основных вооруженных сил. О чем вы? Ведь так можно и доиграться. Если мы доиграемся до войны — победителей не будет. Нет разницы, кто погибнет первым, а кто — вторым. Риторика должна быть корректной и объективной…
Два года назад Путин на встрече в Хельсинки с президентом Нийнисте, предложил договориться, чтобы в акватории Балтийского моря все самолеты летали со включенными транспондерами, кто промолчал? НАТО. Мы-то готовы, но в одностороннем порядке приседать не будем. Мы либо равные партнеры, либо никакие — по-другому с Россией нельзя.
Родился 10 декабря 1951 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский госуниверситет по специальности "английский язык и литература", работал инженером-переводчиком, потом — замсекретаря правления Ленинградского отделения Союза журналистов СССР, в 1984–1990 годах был на дипломатической работе в МИД СССР, был замдиректора по внешним связям музея "Государственный Эрмитаж, проректором Международного банковского института по вопросам внешнего финансирования и международных связей. С 1993 по 2006 годы пребывал на руководящих должностях в банковской сфере: в ЗАО "Дрезднер Банк" и ОАО "Внешторгбанк" (Санкт-Петербург).
С сентября 2006 года возглавлял департамент социально-экономического и финансового мониторинга аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. С 2007 года — замполномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. С 2010 — помощник секретаря Совета Безопасности РФ, а с 2012 года. — заместитель секретаря Совета Безопасности РФ.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса. Член научного совета при Совбезе России, сопредседатель секции по глобальным проблемам и международной безопасности. Награжден орденами Александра Невского и Почета, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Женат, имеет двоих взрослых детей.