На этой неделе немецкий суд приговорил к пятилетнему тюремному заключению гражданина Германии Гартмута Хоппа. Подсудимый, которому сейчас за 70, был признан виновным в совершении преступлений в колонии Дигнидад. Хопп был врачом и правой рукой лидера поселения, одного из самых мрачных персонажей в истории Южной Америки — бежавшего из гитлеровской Германии нациста Пауля Шефера.
Еще в 2011 году чилийский суд признал Хоппа виновным в соучастии в сексуальных надругательствах над шестнадцатью несовершеннолетними. Доктор, однако, бежал в Германию, которая не выдает своих граждан иностранным государствам. Несколько лет Хоппа не трогали, однако в прошлом году Германия рассекретила свои архивы по колонии Дигнитад. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер официально признал, что немецкие дипломаты на протяжении десятилетий работы в Чили закрывали глаза на происходящее в колонии.
У немецкой машины правосудия появились основания для ареста Хоппа. Следующие пять лет он проведет в немецкой тюрьме, где ему явно будет комфортнее, чем обитателям колонии Дигнидад.
Маленький фюрер и большой педофил
Пауль Шефер родился в 1921 году в небольшом городке Тросдорф (с красивейшим замком, на фото) на западе Германии. Будучи подростком, вступил в Гитлерюгенд, что не помешало ему также пойти по духовному пути и даже стать священником. Однако Пауль Шефер питал нездоровое пристрастие к детям. Еще до войны его успели уволить с церковной должности из-за скандала с совращением детей, которые находились под его духовной опекой.
Германия начала Вторую мировую войну, Шефер пошел воевать санитаром, дослужился до чина капрала (Unteroffizier). О его военных подвигах или преступлениях известно мало. Понятно лишь, что войну он успешно пережил.
В послевоенной Германии было много сирот, и кому-то надо было о них заботиться. Пауль Шефер решил, что он отлично справится с этой ролью, и даже основал детский дом с духовным уклоном. Однако свою нездоровую страсть Шефер побороть не смог. При этом у него несомненно была харизма, сильные лидерские и организаторские способности. В 1959 году он даже основал благотворительную организацию. Благодаря дару убеждения, уму и харизме Шефер создал настоящий культ — и у него появилось несколько сотен последователей.
Однако очень скоро власти Германии собрали достаточно свидетельств против Шефера. Спасло педофила случайное знакомство с чилийским дипломатом, будущим послом Чили в Германии. Тот подсказал, что в Южной Америке можно устроить свою коммуну, получить статус благотворительной организации и заниматься, чем душа пожелает.
Пауль Шефер, которому пребывание на родине грозило не иллюзорными проблемами с законом, долго не думал — и, прихватив самых верных из последователей, сбежал из ставшей негостеприимной Германии.
Но прежде, чем он "всплывет" в Чили в 1961 году, мы сделаем одно важное отступление.
Несмотря на то, что Пауль Шефер был членом Гитлерюгенда и, несомненно, разделял нацистскую идеологию и методы "работы" с людьми, а также давал приют некоторым нацистским преступникам (Симон Визенталь например утверждает, что в колонии Дигнидад жил сам Йозеф Менгеле, "Ангел Смерти" из Освенцима), в его деятельности нацизм не был основополагающим.
Свой культ Шефер построил на учении хорошо известного в позднем СССР американского проповедника Билли Грэма. В 1940-х Грэм был совсем другим: он придерживался крайне консервативных религиозных взглядов и был ярым анти-коммунистом. Впрочем, религия была для Шефера лишь ширмой и инструментом зомбирования своей паствы, чтобы они не только не мешали, но и помогали ему в главном — быть педофилом.
От "благотворительного общества" - к концлагерю
Официально колония, в которой в период расцвета жило до 300 человек, служило образовательным, благотворительным и религиозным целям. Оно занимало гигантскую площадь в 173 кв. км. Со временем там появилось два аэродрома, были построены школа и больница для окрестных жителей.
С одной стороны, больница и школа сделали колонию Дигнидад центром притяжения для округи и повышали ее статус. С другой — обеспечивали Пауля Шефера новыми жертвами. Он не чурался совращать не только живших в колонии детей, но и посторонних. Более того, чуть забегая вперед скажем, что осудить педофила властям Чили удалось только благодаря свидетельствам детей, приходивших учиться в школу на территории колонии.
Официально колония жила на пожертвования и субсидии от чилийского правительства. На ее гигантской территории были поля и мастерские, в которых трудились последователи Шефера.
Если в Германии Пауль Шефер вел за собой только с помощью харизмы, веры и дара убеждения, то в Чили он очень быстро скатился к тоталитаризму. Пока в Европе и США бурлила сексуальная революция, в колонии мужчины и женщины жили раздельно. Секс был строго регламентирован — духовный лидер лично решал, кто с кем, когда и как часто мог это делать.
Детей после рождения отбирали и воспитывали отдельно от родителей. Мальчиков "поставляли" Шеферу и его "ближнему кругу", а если те не проникались поддавались, то детей накачивали наркотиками. Особо непокорных пытали током.
Дальше — больше. Поселенцев лишили документов. Телевидения не было, радио под запретом, даже календари — и те были вне закона. Говорили в колонии только на немецком языке (основу обитателей колонии в любом случае составляли граждане или экс-граждане Германии), носили традиционную баварскую одежду, пели традиционные баварские песни. Работать обитателей лагеря начали заставлять не менее 12 часов в сутки.
В лагере царил культ Шефера, многие последователи считали его мессией. К редким непокорным и "вольнодумцам" применяли пытки. В конце концов, после нескольких побегов, жилые бараки обнесли колючей проволокой под напряжением, поставили вышки с вооруженной охраной. Все как в нацистских концлагерях.
Разумеется, к крутым мерам Шефер перешел не сразу. И, разумеется, ни в какой нормальной стране такое поселение очень долго бы существовать не могло. Но на счастье педофила, в 1973 году к власти в Чили пришел Аугусто Пиночет.
Нет никаких достоверных свидетельств того, что Пауль Шефер согласился сотрудничать с режимом Пиночета добровольно. Вполне может быть, что он получил предложение, от которого не мог отказаться. А может быть два лидера просто решили, что могут быть полезны друг другу.
Как бы то ни было, в 1970-х годах на территории колонии Дигнидад образовался тайный мини-лагерь для нужд ДИНА, Управления национальной разведки Чили, которое при Пиночете исполняло карательные функции внутри страны.
На территории колонии можно было спрятать что угодно. ДИНА и прятала — сначала самих политических заключенных, затем факт их пыток и медицинских опытов, а потом и их тела. Уже в наше время там были найдены не только могилы, но и даже закопанные машины, принадлежавшие, скорее всего, похищенным оппозиционерам. И поиски все еще не окончены.
Колония или закупала, или получила "в подарок" большое количество оружия. В 2005 году на ее территории были найдены два тайника с оружием, в одном из которых были не только автоматы и гранатометы, но даже ракеты класса "земля — воздух". Это был самый большой частный арсенал в истории Чили.
Есть также свидетельства того, что на территории колонии на заключенных чилийские спецслужбы проводили опыты с химическим и биологическим оружием. Некоторые полагают, что свой полигон там был и у немецких спецслужб, однако это утверждение осталось недоказанным.
Первые свидетельства того, что Пауль Шефер, который был объявлен в розыск в Германии и Франции, просочились довольно быстро. Еще в 1966 году из колонии в Германию сбежал Вольфганг Мюллер. Он стал журналистом и правозащитником, посвятив жизнь обличению происходящего в колонии Дигнидад.
Годом позже из колонии сбежал еще один человек, который подтвердил слова Мюллера и рассказал много нового. В 1977 году, когда Шефер уже сотрудничал с Пиночетом, вышел официальный отчет ООН, в котором колония Дигнидад упоминалась как секретный лагерь, где противники режима подвергались пыткам. При этом, правда, об истинном размахе Шефера ни у кого информации не было.
К тому же, колония Дигнидад была лишь одним из десятков лагерей ДИНА на территории Чили. От других поселение Шефера отличалось лишь размахом, нацистским прошлым и отнюдь не платонической любовью к несовершеннолетним мальчикам. Сгубило его именно последнее.
Легкая смерть старого педофила
Появились неприятные публикации в прессе, происходящим заинтересовалась полиция. Однако колонию помогали покрывать высокие покровители в чилийской армии и властных структурах — они предупреждали о рейдах заранее. Полиция раз за разом приезжала в колонию и ничего не находила.
Однако международное давление на Чили росло. Активность проявили в том числе и спецслужбы США, которые не хотели мириться с двумя вещами. Во-первых, они считали колонию Дигнидад прибежищем нацистов. Во-вторых, с поселением связывали исчезновение Бориса Вейсфейлера, талантливого математика советского происхождения.
В 1985 году Вейсфейлер отправился в пешую прогулку в Анды. Со счетчиком Гейгера в руках он планировал пройти неподалеку от территории колонии, и больше его никто не видел. ЦРУ удалось получить доказательства причастности к его исчезновению ДИНА и жителей колонии Дигнидад. Вероятно, профессор нашел то, что находить был не должен.
В 1996 году чилийские власти взялись за Дигнидад всерьез — Шеферу и еще 22 людям из "ближнего круга" были предъявлены обвинения в сексуальном насилии над детьми. Все они были осуждены, хотя Шефера судили заочно. Его вовремя предупредили, и 75-летний педофил бежал в Аргентину, где успешно скрывался 10 лет. В 2006 году его все же выдали Чили, причем процесс выдачи занял два дня — немыслимо быстро. В Чили Шефера ждал вынесенный еще в 1996 голу приговор: 20 лет тюрьмы. За решеткой педофил пробыл менее пяти лет и умер в 2010 году от инфаркта.
Дело его, конечно же, уже не живет. Однако колония Дигнидад существует и поныне. Более того, очень может быть, что это самая извращенная туристическая достопримечательность на планете.
"Вилла Бавьера" и жертвы стокгольмского синдрома
Сегодня "Вилла Бавьера" — уникальное место. Если приехать туда туристом, то вас поселят в гостинице (на фото) и встретят как дорогого гостя немецкой колонии в Чили. Архитектура, наряды, еда — все как в Баварии (минус пальмы). Только географически не в Германии, а в Чили, с ее характерной природой и развлечениями, включая традиционное сафари на джипах.
Организовали весь этот немецкий аттракцион не расчетливые и беспринципные дельцы, а… сами жители колонии — бывшие последователи Шефера.
Как в прошлом году писал британский The Telegraf (статья была приурочена к выходу фильма "Колония Дигнидад" с Эммой Уотсон в главной роли, кадр из него — выше), времена на "Вилле Бавьера" изменились, а вот люди — нет.
Бывшие колонисты неохотно говорят о том, что было. Утверждают, что теперь все не так — все жители бывшей колонии вольны делать, что хотят и могут даже уехать, а туризм является лишь способом заработка. Считают ли они себя жертвами? Нет. Считают ли они, что причастны к преступлениям Шефера? Нет, они ничего не знали, от них все скрывали, а вовлечен был лишь "ближний круг" лидера.
Многие из них находятся под наблюдением психиатров — десятилетия промывания мозгов и накачивания таблетками не прошли даром. Многие принимают различные препараты, помогающие им не сойти с ума.
Да, на территории "Виллы Бавьера" устроен небольшой музей, в котором годы правления Шефера названы "трудными временами". Но винят ли на самом деле бывшие последовали монстра своего кумира? Верят ли они на самом деле в то, что он совершал страшные преступления против детей, укрывал нацистов времен фашистской Германии и, как минимум, не мешал приспешникам Пиночета пытать и убивать несогласных с режимом? Трудно сказать.
Но из репортажа The Telegraph можно узнать, что после побега Пауля Шефера и "разоружения" колонии Дигнидад, ее жители растащили из дома бывшего лидера мебель. Она вся до сих пор служит им верой и правдой.
В том числе и кровать из дома лидера, на которой Пауль Шефер 30 лет насиловал детей.