Кто успеет пробиться через избирательный фильтр?
Теоретически у мелких партий еще есть время найти недостающих членов. Второй вариант решения проблемы — создать предвыборный альянс с другими политическими силами. Учреждать абсолютно новую политическую партию уже поздно.
Слияния и поглощения: кто и с кем?
Центром притяжения для будущих альянсов станут, скорее всего, Новая консервативная партия (Янис Борданс, Юта Стрике) и Латвийское объединение регионов (Неллия Клейнберга, Янис Вилнитис, Вентc Крауклис и др.). "Консерваторы", позиционирующие себя как борцы с коррупцией и олигархами, показали очень хорошие результаты на июньских муниципальных выборах в Риге (9 мандатов из 60). "Регионалы", последовательно поглотив несколько мелких региональных партий, имеют широкую сеть представительств в самоуправлениях.
Идеологически все эти организации очень близки и придерживаются умеренного национально-консервативного курса. Несколько выделяются на общем фоне "Движение За!" и "Для развития Латвии", которые публично выступают как более либеральные силы, толерантно относящиеся к сексуальным и национальным меньшинствам. Скорее всего, эти партии будут активно заигрывать с русскоязычным электоратом. Обе организации уже поддержали недавнюю инициативу президента об автоматическом гражданстве для детей-неграждан, но при этом никак не отреагировали на идею министра образования и науки Карлиса Шадурскиса перевести учебу в старших классах школ нацменьшинств только на латышский язык.
Выживет ли "Единство"?
Сторонники другой теории считают, что, несмотря на внутренний раскол и впечатляющее падение рейтингов (по данным SKDS, в октябре этого года за "Единство" были готовы голосовать всего 3,5% избирателей), опытная политическая организация еще способна собраться с силами и преодолеть 5%-й барьер. В пользу второй версии говорят и результаты июньских муниципальных выборов. Вопреки экспертным прогнозам и опросам общественного мнения, партия сумела мобилизовать свой традиционный электорат в провинции (Саласпилс, Икшкиле, Ропажи, Яунелгава, Цесис и т.д.) и даже сохранила фракцию в Рижской думе.
Примечательно, что "Единство" по-прежнему активно поддерживают в Рижском регионе, где, как и в столице, живет много чиновников и работников госструктур. Это должно стать тревожным сигналом для объединения Союза "зеленых" и крестьян (СЗК): оно полтора года возглавляет правительство, но так и не смогло заручиться лояльностью бюрократии. Несмотря на высокие рейтинги соцопросов, СЗК не сумело преодолеть пятипроцентный барьер для попадания в Рижскую думу.
Вынесут ли приговор Айвару Лембергсу?
В этом году исполняется уже десять лет с того момента, как Лембергса официально отстранили от исполнения обязанностей мэра Вентспилса. Однако его влияние в портовом городе и в целом в латвийской политике все равно очень значительно. Вердикт суда и чувствительная информация, которая может стать известной в ходе судебных дебатов, способны внести серьезные коррективы в ход предвыборной гонки и сказаться на формировании следующей правительственной коалиции.
Кто согласится взять "Согласие" в коалицию?
Не меньшую опасность может представлять партия Татьяны Жданок. Анонсированная министром образования и науки Карлисом Шадурскисом реформа школ нацменьшинств вывела "Русский союз Латвии" из состояния летаргического сна: ее лидеры снова стали появляться в СМИ, демонстрировать активность в соцсетях, созывать акции протеста.
Сегмент либерально настроенных русскоязычных избирателей наверняка будут "обрабатывать" кандидаты из новых партий "Движение За!" и "Для развития Латвии". Кроме того, среди русскоязычного населения традиционно высокой степенью доверия пользуется и Айвар Лембергс, который на прошлых выборах выступал кандидатом на пост премьер-министра от Союза "зеленых" и крестьян.
Впрочем, даже если "Согласию" удастся сохранить свое нынешнее представительство в Сейме (сейчас у партии 23 мандата), остается открытым вопрос: сможет ли она выйти из оппозиции, где находятся со дня основания? Все недавние поступки руководства партии — разрыв соглашения с "Единой Россией", подготовка к вступлению в партию европейских социалистов, апрельский визит Ушакова в США и встреча с сенатором Джоном Маккейном, попытка наладить сотрудничество с НАТО, о чем на прошлой неделе сообщили латвийские СМИ, — все это можно интерпретировать как желание соответствовать основным критериям латвийского политического мейнстрима.
Лидеры коалиционных латышских партий пока демонстративно не замечают этих "жертв": руководитель СЗК Аугуст Бригманис заявил, что после выборов хочет опять создать коалицию с Национальным объединением и разрыв договора с "Единой Россией" не повышает шансы "Согласия". Впрочем, эта риторика может еще измениться. Если по итогам выборов "Единство", которое сейчас является в правительстве третьим игроком, не сможет сформировать фракцию в новом Сейме, то ее место займут борцы с олигархами из Новой консервативной партии. И тогда могут возникнуть новые интересные политические комбинации. Трудно представить, например, чтобы бывшая замначальника Бюро по борьбе с коррупцией Юта Стрике согласилась бы работать в одной коалиции с партией Айвара Лембергса.
Больше гибкости в отношении фаворита русскоязычного электората могут проявить и политики из создаваемого "Движения За!". Партия Даниэла Павлютса еще продолжает пополнять свои ряды. В политических кулуарах уже называются конкретные фамилии, и многие из этих людей вполне могут сесть с Ушаковым за стол переговоров.