В СМИ вновь начались дискуссии о "глобальном похолодании", которое в ближайшие десятилетия может буквально погасить признаки "глобального потепления". Предсказаний и прогнозов, которые формально основаны на научных данных, очень много. Но вероятность их исполнения близка вероятности выпадения орла или решки: современная наука по-прежнему стоит перед огромным океаном Незнания. В том числе и незнания о том, как формируется климат на нашей планете. Мы очень мало знаем о климате и почти не понимаем, как в действительности работает "машина погоды".
Одна из величайших тайн природы — механизм циклических оледенений, которые сопровождают всю историю нашей планеты. Покрытая океанами Земля радикально меняет свой облик при переходе температуры через волшебную отметку "0 градусов Цельсия". Мы знаем, что периоды похолодания и потепления связаны с потоком излучения Солнца. Однако не каждое похолодание приводит к наступлению нового ледникового периода. Для этого участки суши на планете должны расположиться особым образом — так, чтобы на этой суше могли накопиться массивы льда. Океанические течения должны двигаться особым образом, у суши должен быть соответствующий рельеф. И при этом картину может полностью поменять непрогнозируемое явление вроде прорыва озера Агассис 10 тысяч лет назад. Тогда Земля вдруг вернулась к ледниковому периоду.
Возвращение ледника
Последнее крупное оледенение в северном полушарии началось примерно 110 тысяч лет назад. У него были свои максимумы и минимумы. 26 тысяч лет назад был один из таких максимумов — ледяные шапки покрыли значительную часть Европы и Северной Америки. Уровень океанов был на 130 метров ниже современного, климат вблизи ледников был холодным, но достаточно сухим. Существовали особые приледниковые "тундростепи", на которых паслись разнообразные животные, в том числе мамонты.
Около 12 тысяч лет назад по неизвестной причине началось стремительное потепление. Ледники стали сокращаться, и у их внешнего края образовались огромные озера талой пресной воды. В Северной Америке это была система озера Агассис, а в Европе — Балтийское ледниковое озеро. Примерно 10 тысяч лет назад ледовые перемычки, отделявшие систему озера Агассис и Балтийского ледникового озера рухнули. Огромные массы талой воды хлынули в Северную Атлантику. Система течения Гольфстрим была полностью нарушена, и в течении короткого времени вновь в регион вернулось похолодание. Более чем на тысячу лет таяние ледников прекратилось, они стали восстанавливаться. В той же Великобритании, а так же на севере Восточноевропейской равнины царили морозы. Этот период вызвал массовую гибель животных и уже обживших эти места людей. При этом, развернувший свои потоки Гольфстрим принес дожди в Средиземноморье и Сахару.
Долгое считалось, что Гольфстрим "выключался" около 10 лет (крайне быстро по геологическим меркам). Однако исследования останков моллюсков из озер Ирландии, проведенное десять лет назад специалистами Саскачеванского университета в Канаде, дали возможность предположить: похолодание вернулось гораздо быстрее, примерно за полгода. То есть в теории когда-то может наступить зима, которая просто закончится весной. По счастью, сейчас нет таки огромных приледниковых озер, как Агассис. Но ученых беспокоит таяние ледников в Гренландии. Скорость стока талых вод все время растет. Специалисты опасаются, что под ледниковой шапкой Гренландии могут формироваться грандиозные подледные озера, объем которых достаточен для того, что бы спровоцировать временное похолодание в Европе на несколько десятков или даже сотен лет. Но точных данных нет ни у кого: ни один серьезный ученый не сможет ответить, когда это произойдет, и произойдет ли вообще. Тем более, что ледники Гренландии — далеко не единственный фактор, способный резко изменить климат.
Дыхание космоса
У человечества до сих пор нет ясного представления о том, как на потепления и похолодания влияют внешние космические факторы. Разумеется, речь не идет о катастрофических явлениях, типа взрыва ближайших звезд, или изменений в энергетике Солнца. Нет, вопрос о рядовых изменениях, которые происходят регулярно, пока существует Земля.
Например, есть данные о том, что существует зависимость между ростом потока космических частиц и плотностью низкой облачности. Это достаточно старая теория, согласно которой космические лучи, взаимодействуя с атмосферой, ионизируют воздух, что способствует появлению облаков. Рост облачности ведет к охлаждению атмосферы. То есть увеличение потока космических лучей охлаждает планету.
Уменьшение солнечной активности вызывает не только рост облачности и общее похолодание, но и приводит к тому, что уменьшается перепад температур между приполярными и субтропическими районами. Кроме того, ослабляются воздушные течения в стратосфере. Исследователи университета Рэдинга еще в 2010 году обратили внимание на то, что ослабление перепадов температур ведет к торможению движения воздушных потоков. Они начинают формировать излучины — меандры, наподобие знаменитой излучины реки Лиелупе около Дубулты. В результате воздушные вихри — циклоны и антициклоны — попадают в такие излучины и либо застревают на месте, либо начинают двигаться в несвойственных им направлениях. Кстати, специалисты из Рэдинга еще семь лет назад предсказывали, что зимы в конце этого десятилетия могут быть холоднее, чем в предыдущие годы.
Глобальная рулетка
Что точно знает современная наука — это то, что все процессы на нашей планете взаимосвязаны. Поэтому чтобы сделать более-менее надежный прогноз для Риги, нужно собрать огромный массив данных. Прежде всего со всей Евразии и прилегающих к ней океанов.
Например, в Европе преобладает так называемый "западно-восточный перенос", обусловленный движением циклонических воздушных масс с Атлантики в направлении Урала. Однако иногда все меняется — из Сибири приходят переохлажденные массы воздуха. Это растекается по континенту Сибирский антициклон.
Это только на плоских картах Сибирь далеко от нас. Если посмотреть на глобус, то видно, что от Восточной Сибири до Балтики не так уж далеко — если двигаться по прямой, через Арктику. И вот парадокс — если воды Ледовитого океана теплеют, то энергия движения атлантических циклонов уменьшается. И сил оттолкнуть "зверя с Востока" у них просто нет. "Сибирский зверь" остывает сильнее в случае охлаждения северной части Тихого океана, а это возможно в том числе в результате развития цикла Эль-Ниньо. Так погода у тропических Филиппин влияет на погоду на Балтике или в Лондоне.
Если мы будем прогнозировать климатические процессы только на основании влияния Эль-Ниньо, то мы получим для Риги один вариант. Если будем учитывать только данные движения воздушных масс над Россией — будет другой. Если введем данные о высотных струйных потоках — третий. А есть еще и космические вводные, и воздействие Азорского антициклона и Исландской депрессии, и так далее… И все эти воздействия до конца не изучены. Так неизвестность перемножается на неизвестность.
Так что же мы знаем про климат сегодня? Что нас ждет — потепление? Новый ледниковый период? Можно точно сказать, что мы переживаем период смены "режимов". Климат действительно меняется, но почему, как именно, и куда все повернется — не знает никто. Ясно только то, что, как писал Станислав Лем, впереди нас ждет "время жестоких чудес". Но какими они будут мы сегодня не знаем.