Fоtо: Reuters/Scanpix

В субботу в Латвии стартовал период официальной агитации перед выборами Европарламента. Какие интриги обещает новая предвыборная гонка? И почему результаты майского голосования будут важны для жителей Латвии?

Битва тяжеловесов: в ЕП хотят лидеры партий

Покончив с изрядно затянувшимся процессом формирования правительства, политические партии Латвии стали готовиться к новому испытанию — выборам Европарламента, которые пройдут в субботу, 25 мая. От Латвии нужно будет избрать, как и раньше, 8 депутатов. Борьба между "первыми номерами" ожидается нешуточная.

По данным СМИ, лидером списка "Нового Единства" может стать вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис, список Visu Latvijai!/ТБ-ДННЛ возглавит европарламентарий Роберт Зиле, от Союза "зеленых" и крестьян, возможно, будут баллотироваться бывшие министры Раймонд Бергманис, Дана Рейзниеце-Озола и Анда Чакша, от Новой консервативной партии — Дагмара Бейтнере-Ле Галл, а от либерального объединения "Для развития/За!" — политолог Ивар Иябс. Партию "Прогрессивные" на евровыборы поведет руководитель организации людей с особыми потребностями Sustento Гунта Анча.

Партия "Согласие" выдвинет первым номером экономиста, депутата Сейма Вячеслава Домбровского — об этом было официально объявлено на прошлой неделе. Локомотивом "Русского Союза Латвии" (РСЛ), скорее всего, снова станет Татьяна Жданок, сообщил DELFI действующий евродепутат РСЛ Мирослав Митрофанов, уточнив, что окончательные решения по кандидатам будут приняты в течение двух недель.

Избранный пять лет назад по спискам "Согласия", но покинувший партию евродепутат Андрей Мамыкин не стал отвечать DELFI на вопрос о своих политических планах. Латвийское законодательство не позволяет кандидату баллотироваться в индивидуальном порядке — его обязательно должна выдвинуть и поддержать какая-нибудь из официально зарегистрированных в Латвии партий. Теоретически Мамыкин может договориться о сотрудничестве с РСЛ или с какой-нибудь региональной партией, например, в Латгалии, но в последнем случае кампанию ему придется проводить по сути за свой счет.

Еще один потенциальный кандидат на должность евродепутата, о котором неофициально говорят в политических кругах, — это депутат Сейма Юлия Степаненко. Она была избрана в парламент по списку "Согласия", но в самой фракции работать не стала. Степаненко специализируется на "семейных ценностях" и борьбе с миграцией, что востребовано у определенной части электората. На противоположном — либеральном — фланге голоса русскоязычных избирателей может попробовать отобрать политолог Ивар Иябс, который среди своих приоритетов работы в ЕП назвал "уважение к меньшинствам" и "запрет дискриминации".

Русские партии: круг сужается

Конкуренция на русском поле будет особенно жесткой. За последние 10 лет число мандатов, которые достаются т.н. русским партиям, снижается. Если в 2009 году "русскими" голосами удалось получить сразу три мандата (Татьяна Жданок от ЗаПЧЕЛ, Альфред Рубикс и Александр Мирский от "Центра согласия"), то в 2014 году их было уже два (Татьяна Жданок от РСЛ, Андрей Мамыкин от "Согласия").

Судя по результатам последних муниципальных и парламентских выборов, электоральная база обеих партий за последнее пятилетие продолжает сокращаться. Причины — смертность, эмиграция, разочарование в политиках. Три нелатышских мандата в 2009 году объяснялись также тем, что в тот раз выборы Европарламента проходили в один день с выборами самоуправлений, что побудило многих избирателей "Согласия" проголосовать заодно и за кандидатов на командировку в Брюссель.

Явка на выборах Европарламента в Латвии традиционно является низкой. На выборах 2014 года она составила 30,24%. В среднем по ЕС — 42,62%. Опрос, проведенный европейским центром социологических исследований Eurobarometer, показывает, что только каждый пятый гражданин Латвии верит, что его голос может на что-либо повлиять в Европе. В среднем по ЕС этот показатель составляет 48%, в Бельгии и Венгрии — 59%, а в Дании и Швеции — все 80%.

Расколоть или сплотить?

В самом Брюсселе майского народного изъявления ждут с нескрываемой тревогой. Во-первых, до сих пор непонятно, сколько стран будут выбирать новый состав Европарламента. Еще год назад предполагалось, что Великобритания официально покинет ЕС в марте 2019-го, и следовательно ее граждане и депутаты участвовать в определении будущего ЕС уже не будут. В связи с этим даже утвержден план перераспределения 73 британских мандатов: 46 мест оставят в резерве для стран, которые присоединятся к ЕС впредь, а остальные отдадут недостаточно представленным в ЕП государствам, например, соседняя Эстония отправит в Брюссель не шесть, а семь человек. Однако если "Брекзит" будет отложен хотя бы на полгода (а сейчас такая версия обсуждается в брюссельских кулуарах), то, получается, что британцы, как и все остальные граждане ЕС, должны получить право в конце мая прийти голосовать на выборы и быть избранными.

Другой волнующий европейскую бюрократию вопрос — увеличение в Европарламенте доли популистов, ярых националистов и евроскептиков. По различным социологическим опросам, партии, выступающие против европейских ценностей, могут получит до одной трети мест в парламенте нового созыва, что заметно осложнит принятие решений, связанных с урегулированием миграционного кризиса, усилением зоны евро и роли Евросоюза в целом.

Фактически главной темой всей предвыборной гонки будет вопрос о дальнейшей федерализации ЕС. У латвийских политических партий однозначного ответа на него нет. С одной стороны на словах и бумаге наши министры всегда подчеркивали важность единого Евросоюза и зоны евро, с другой стороны, когда речь заходила о приеме беженцев, введении передовых правил для рынка труда, гармонизации налогов, вопросов образования и гражданства, — требовали оставить все в сфере национальной компетенции. При этом, согласно опросам Eurobarometer, граждане Латвии доверяют Евросоюзу больше, чем своим национальным властям.

Учитывая, что в новом правительстве Латвии из пяти партий четыре по европейской градации являются националистически-консервативными или националистически -популистскими, логично предположить, что на уровне Совета ЕС наша страна будет и дальше торпедировать проекты федерализации ЕС. Ну, а кого и с какой позицией избиратели делегируют в другой законодательный орган ЕС — Европарламент — станет известно в конце мая.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !