Foto: Reuters/Scanpix/LETA
Вчера в Эстонии состоялись очередные парламентские выборы. Итоги голосования предвещают смещение правительственного курса резко вправо. Главной сенсацией стал успех праворадикальной партии EKRE, которая увеличит свое представительство почти в три раза.

По итогам подсчета голосов победу на выборах одержала Партия реформ, которая последние два года находилась в оппозиции. Это — классическая правая партия, выступающая за минимальное вмешательство государства в экономику и имеющая умеренные националистические взгляды (ликвидация школ нацменьшинств, перевод на государственный язык дошкольного образования, отсутствие изменений в политике присвоения гражданства). В новом созыве партия получит 34 мандата из 101, что на 4 больше, чем до этого.

Центристская партия, которая до сих пор возглавляла правительство, получит 26 мест (минус один мандат). А вот на третьем месте с результатом в 19 мандатов оказалась ультранационалистическая партия EKRE. За четыре года партия, пропагандирующая откровенно популистские и ксенофобские взгляды, увеличила свое представительство почти в три раза: в прошлом созыве у EKRE было лишь 7 мест. До сих пор из-за своих радикальных взглядов партия считалась "нерукопожатой" и в правительстве не участвовала.

Главными темами предвыборной гонки были вопросы образования (нужно ли сохранять обучение на русском в школах нацменьшинств) и изменения налоговой системы (нужно ли использовать "прогрессивный подход" к исчислению подоходного налога).

Согласно эстонским политическим традициям кандидатом на пост премьер-министра президент может назначить лидера любой партии, попавшей в парламент. В данном случае им, судя по всему, станет председатель Партии реформ, бывший депутат Европарламента Кая Каллас. Теоретически Партия реформ может пригласить в качестве партнеров по коалиции и популярную у русскоязычного населения Центристскую партию. Однако, учитывая различия в избирательных платформах, особенно по вопросам образования и налогов, реформисты, по крайней мере, на первом этапе, попробуют договориться о коалиции с социал-демократами и умеренно-националистической "Исамаа".

Система: чем выборы в Эстонии отличаются от Латвии?

Предварительное голосование. В Эстонии граждане крайне активно используют возможность предварительного голосования, в особенности голосования в интернете при помощи ИД-карты с чипом. На этих выборах в предварительном голосовании приняли участие 39% всех внесенных в списки избирателей (подавляющее большинство из них сделали это электронным способом). Для сравнения: в Латвии на прошлогодних выборах Сейма досрочно проголосовали только 2% избирателей.

Предварительное голосование позволяет заметно поднять явку. Активность эстонских избирателей вчера составила 63% (для сравнения: в Латвии в октябре выбирать парламент пришли только 54,5% избирателей). К числу недостатков специалисты относят то обстоятельство, что граждане могут делать выбор, находясь под воздействием избирательной рекламы — она в Эстонии запрещена только непосредственно в основной день голосования.

Запрет наружной рекламы. В Эстонии наружная предвыборная реклама запрещена за 40 дней до выборов. Это было сделано для того, чтобы сделать избирательную кампанию соревнованием идей, а не бюджетов. Однако в последнее время раздаются голоса с призывом отменить этот запрет как бессмысленный. Дело в том, что основные партии стремятся разместить наружную рекламу тогда, когда это еще не запрещено законом. Это также означает, что активная агитация в Эстонии начинается уже за два-три месяца до выборов. А, значит, люди успевают заранее ознакомиться и с лозунгами, и с основными кандидатами.

Участвуют все! В Эстонии нет запрета для депутатов любого уровня участвовать в любых выборах. Там сложилась странная для латвийцев традиция, когда известные политики поддерживают свои партии на всех выборах, даже если они не намерены покидать свои нынешние посты. Например, Социал-демократическая партия объявила, что их первым номером на выборах Европарламента будет бывший министр иностранных дел Марина Кальюранд — она же была первым номером на выборах в Рийгикогу в списке в столичном уезде. От Центристской партии, в свою очередь, на выборах парламента баллотировались самые популярные русскоязычные политики — евродепутат Яна Тоом и председатель городского собрания Таллинна Михаил Кылварт.

Русский ресурс. В Эстонии в избирательной кампании все основные партии, даже праворадикальная EKRE, стремятся заручиться поддержкой хотя бы части русскоязычного электората и так или иначе используют русский язык, особенно в агитационных материалах. Все партии, включая националистические, делегируют своих представителей на дебаты на русскоязычном государственном радио и телевидении.

Финансирование партий. В Эстонии основной источник финансирования всех партий — это государственный бюджет. Между выборами каждая партия, прошедшая в парламент, получает за каждое полученное место примерно 35 тысяч евро в год. Партии, набравшие более 2% голосов, также могут рассчитывать на пособие (30 тысяч евро в год, если набрали от 2 до 3% голосов; 60 тысяч евро в год, если — от 3 до 4%; 100 тысяч, если — от 4 до 5%). Например, в уходящем парламенте изначально самая крупная фракция была у Партии реформ — 30 мест, и им было положено 1,6 млн евро в год.

В Эстонии пожертвования партиям от юридических лиц запрещены, а от физических лиц ограничены 1200 евро в год. Конечно, партии еще собирают членские взносы, которые, однако, не превышают 5% всех их доходов.

В Латвии суммы, получаемые политиками из госбюджета, на порядок ниже, а зависимость от частных спонсоров, соответственно, выше. Объем пожертвования от физического лица, согласно законодательству, может доходить до 50 минимальных зарплат (в 2018 году это было 21,5 тыс. евро). В свою очередь, из бюджета за каждый голос избирателя партиям положен 71 цент. Самую крупную дотацию по итогам прошлых выборов получает "Согласие". Из средств налогоплательщиков ему выделяют 474 тыс. евро. Зато объем пожертвований, полученных партией в прошлом году от частных лиц и членов партии, превысил полмиллиона евро, свидетельствуют данные Бюро по борьбе и предотвращению коррупции. В общей сложности десяти партиям латвийское государство выплачивает свыше 2,3 млн евро (в Эстонии — более пяти миллионов).

Выборы в Эстонии: четыре скандала

Российский флаг и гимназия Кохтла-Ярве

В феврале разразился скандал вокруг новой государственной гимназии, которая должна будет открыться в преимущественно русскоязычном Кохтла-Ярве. Правые партии пришли в негодование по поводу того, что министерство образования решило открыть там два потока: первый — 100% на эстонском, и второй для русскоязычных — обучение по формуле 60% на эстонском и 40% на русском, как это разрешено эстонскими законами для школьников из числа меньшинств. Националисты настаивали, что обучение в государственной гимназии — которая будет единственной в городе — должно быть для всех только и исключительно на эстонском.

Эта история использовалась для распространения правыми политиками фейковых новостей о Центристской партии, поскольку та контролировала и министерство образования, и муниципалитет Кохтла-Ярве. Центристам пришлось отбиваться от слухов, что они закрывают эстонскую гимназию и намеренно губят эстонское образование в регионе. Вишенкой на торте этой кампании стала нелепая, то широко растиражированная фейковая новость о том, что в честь приезда министра образования Майлис Репс возле управы Кохтла-Ярве был вывешен российский флаг. На самом деле он был поднят в честь приезда делегации из Новгорода.

"Разделенная остановка"

В январе на трамвайной остановке в центре Таллинна появились двуязычные плакаты, которые призывали эстонцев группироваться в одном углу, а русских — в другом. Через какое-то время выяснилось, что это реклама новой партии "Эстония 200", которая тем самым хотела привлечь внимание к проблеме разделенности эстонского общества. Эта инициатива не нашла понимания ни у эстонцев, ни у русскоязычных жителей. Спорный пиар-ход обрушил рейтинг партии, который так и не смог восстановиться: после многообещающего старта избирательной кампании, "Эстония 200" не смогла преодолеть 5% барьер и осталась за воротами парламента.

Шествие радикалов

За неделю до выборов в День независимости Эстонии праворадикальная партия EKRE провела в центре Таллинна факельная шествие. Это было далеко не первое подобное мероприятие крайних националистов, но в этот раз оно имело большой резонанс за рубежом, ведь партия сумела заметно увеличить свою поддержку среди эстонского населения.

"Телефонный террор"

Новостью дня голосования стала история, случившаяся в ходе финальных предвыборных дебатов первых лиц на эстонском телевидении. Участвующий в них в прямом эфире премьер-министр и лидер центристов Юри Ратас получил за короткое время — в течение 22 минут — 14 телефонных звонков с номеров, которые принадлежали членам конкурирующей Партии реформ. Очевидно, что это было сделано с тем, чтобы помешать Ратасу сосредоточиться, ведь ответить на телефон в прямом эфире невозможно. Председатель Партии реформ Кая Каллас назвала это глупой выходкой, но большой проблемы в случившемся не увидела.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!