В субботу, 26 октября, партия "Согласие" проведет свой ежегодный конгресс. В отличие от предыдущих подобных мероприятий это, скорее всего, пройдет в обстановке нервозности и пессимизма: партия-фаворит русскоязычного электората стремительно теряет политическое влияние и популярность, а отъезд в Брюссель замешанного в коррупционных скандалах бывшего мэра Нила Ушакова освободило место лидера.
В чем главная интрига конгресса?
На самом деле, их несколько. Во-первых, то, что конгресс, наконец, состоится. Обязательный съезд всех членов партии откладывался два раза — сначала его планировали на март, потом на июнь - как возможность оценки результатов выборов в Европарламент, но в итоге мероприятие перенесли на конец октября.
Вторая интрига — способ голосования. Впервые в истории "Согласия" выбирать нового председателя партии планируется тайно, что делает общий ход событий не вполне прогнозируемым. Кандидатов сейчас трое — глава фракции Янис Урбанович, депутат Сейма Вячеслав Домбровский и бывший депутат Сейма Андрис Морозовс. Впрочем, не исключено, что в последний момент число претендентов увеличится. По одной из версий, в списке кандидатов может появиться нынешний глава партии Нил Ушаков, который вроде как официально отказался от участия в выборах из-за работы в Брюсселе. Но пока главным лидером гонки считается Янис Урбанович — он пользуется наибольшей поддержкой однопартийцев в регионах.
Третья интрига — степень накала страстей и готовность членов "Согласия" выносить сор из избы. До сих пор все мероприятия партии проводились по жесткому сценарию с минимальной и, скорее, постановочной самокритикой. Сейчас, когда партия стремительно утрачивает влияние в столице, просела в рейтингах и набрала долги почти на 400 тысяч евро, тон отдельных выступлений может оказаться нехарактерно жестким.
Что вообще происходит в партии?
Происходящее в партии многие ее члены, в том числе Янис Урбанович, оценивают как "кризис". Хотя "Согласие" по-прежнему остается самой популярной партией в стране, ее рейтинг в сентябре, по данным центра исследований общественного мнения SKDS, просел до рекордно низкой с 2010 года отметки. Виной тому — коррупционные скандалы в Рижской думе, потеря поста мэра в столице, отъезд Нила Ушакова в Брюссель, недовольство части избирателей пассивной позицией "согласистов" в борьбе против языковой школьной реформы, критика политики "Согласия" в российских СМИ и т.д.
Одновременно с этим партия столкнулась с серьезными финансовыми трудностями: ее долговые обязательства достигли почти 400 тысяч евро, а пожертвования спонсоров, наоборот, сократились По данным базы данных Бюро по борьбе с коррупцией, за неполных пять месяцев с момента выборов Европарламента в казну партии было переведено только 27 тысяч евро. Для сравнения: за тот же период в прошлом году "согласисты" получили от сочувствующих 323 тысячи евро.
В самой партии стали наблюдаться центробежные процессы. Фракция в Рижской думе потеряла четырех депутатов. О возможности создания собственной партии заговорил мэр Даугавпилса Андрис Элксниньш. Определенная идеологическая разобщенность наблюдается и в парламентской фракции, в которую по итогам последних выборов вошли самые разные люди, в том числе ранее в "Согласии" не состоявшие.
Может ли партия развалиться?
Теоретически такое возможно. Но, скорее всего, бренд постараются спасти. Урбанович считается сильным кризисным менеджером, и его личного авторитета должно хватить для успокоения взволнованных однопартийцев. Даже в случае окончательной потери власти в Риге (такой сценарий уже обсуждается внутри партии), у "согласистов" остается административный ресурс в Латгалии (Даугавпилс, Резекне) и хорошие позиции в Юрмале.
Угрозы сильной конкуренции со стороны других партий пока нет. Региональная реформа, которую сейчас запускает правительство, и обсуждаемая в Сейме новая модель госфинансирования партий сильно затрудняет появление новых политических организаций. Кроме того, так называемые латышские партии особого интереса к получению голосов русскоязычных жителей пока не проявляют.