Чтобы выжить, S. caliginosa идут на разные уловки. Например, такие улитки предпочитают жить в раковинах, закрученных против часовой стрелки, ибо в противном случае змее легче достать свою добычу. Еще одна уловка — укрепленное отверстие в раковине: если улитка успела спрятаться, змее очень трудно вытащить ее наружу.
Но усовершенствованный вход в раковину есть только у взрослых особей. Растущие, молодые особи выходят из положения иначе. Зоологи из Центра природного биоразнообразия в Нидерландах обнаружили, что молодые улитки приносят в жертву атакующей змее часть своей ноги.
В эксперименте около 60% моллюсков выживали после встречи с хищником, причем половина из спасшихся улиток была обязана этим отброшенному фрагменту тела. Исследователи подчеркивают, что речь идет именно об автотомии, а не о том, что змея просто откусила часть ноги.
С возрастом улитки все менее склонны разбрасываться ногами и больше полагаются на свою укрепленную раковину. Нога отрастает заново, но это занимает слишком много времени — около месяца. Кроме того, можно предположить, что с ампутированной ногой шансы улитки на выживание падают, все-таки это у брюхоногих единственное средство передвижения.
Однако авторы работы отмечают, в природе улитки с восстановленной ногой встречаются намного чаще, чем те, что сумели сохранить ее нетронутой. Иными словами, для S. caliginosa ампутация конечности, видимо, не представляет такой уж большой угрозы существованию популяции и вида.