Foto: Reuters/Scanpix
С помощью рентгеновских космических телескопов Chandra и XMM-Newton астрофизики впервые обнаружили сверхмассивную черную дыру, покидающую свою галактику. Статья принята к публикации в The Astrophysical Journal.

Астрономы уже замечали быстро движущиеся черные дыры, но это были объекты звездных масс. Они приобретают свою скорость по время несимметричного взрыва сверхновой. А вот сверхмассивные черные дыры раньше всегда наблюдались только в центрах галактик.

Изучая данные американской и европейской рентгеновских обсерваторий, ученые обнаружили, что сверхмассивная черная дыра расположена не в центре, а движется сквозь линзовидную галактику SDSS J141711.07+522540. Ранние исследования давали оценки массы объекта XJ1417+52 примерно в 100000 масс Солнца. Сама галактика расположена на расстоянии 4,5 млрд св. лет от Земли. Движущаяся черная дыра излучает за счет взаимодействия с веществом галактики. По оценкам ученых, объект XJ1417+52 — это самый мощный рентгеновский источник, связанный с блуждающими черными дырами. Он излучает в 10 раз больше энергии, чем предыдущий рекордсмен, и располагается в 10 раз дальше.

В качестве возможной причины такого необычного поведения сверхмассивной черной дыры ученые называют столкновение галактик. В результате столкновения черная дыра, расположенная в центре, может получить дополнительный импульс и даже покинуть галактику. Кстати, подобное столкновение грозит и нашей Галактике Млечный путь. Примерно через 5 млрд лет она может столкнуться с нашей ближайшей соседкой — галактикой Туманность Андромеды.